|
Выставка к 190-летию заонежской вопленицы откроется в Петрозаводске
29.03.2017 11:11
4 апреля в музее "Кижи" открывается выставка к 190-летию заонежской вопленицы и поэтессы Ирины Федосовой.
Откуда берут истоки многие современные обычаи, связанные со свадьбой, проводами в армию и похоронной обрядностью? Что объединяет эти три события в народной традиции? Зачем нужны были "профессиональные" плакальщицы? Об этом смогут узнать посетители выставки "Дай-ко, Господи, мне добрый путь-дороженьку", которая будет открыта с 4 апреля по 12 июня в Презентационно-выставочном центре музея "Кижи" в Петрозаводске по адресу пл. Кирова, 10а.
Выставка посвящена 190-летию со дня рождения Ирины Андреевны Федосовой, заонежской крестьянки, прославившей свою родину на весь мир. Она была удивительно талантливой исполнительницей причитаний - народных песен-плачей. От неё записано свыше 30 000 стихов. Издание этих текстов признано выдающимся событием в фольклористике и этнографии конца XIX века.
На выставке представлены три особо важных события в жизни крестьянина, во время которых исполнялись причитания: свадьба, проводы на службу в армию и похороны. На первый взгляд, они совершенно разные, но во время знакомства с выставкой станет очевидным, что эти обряды выполняют общую функцию. Они направлены на отчуждение девушки, парня или умершего человека от своей социальной группы и обеспечение благоприятного перехода в новый статус: замужней женщины, солдата или предка-покровителя. В народной культуре этот "переход" ассоциируется с путём-дорогой, который нужно преодолеть главному участнику событий.
Причетница (или вопленица, как её называли в Заонежье) становится в этом главным помощником - проводником в чужой, незнакомый мир. С помощью причитаний она управляет обрядовыми действиями, помогает всем участникам события пережить тяжесть сложившейся ситуации, горечь расставания и наставляет на "добрый путь-дороженьку".
К началу ХХ века рассматриваемые обряды ещё активно бытовали. С наступлением советской власти стал уходить свадебный обряд, постепенно вытесняемый регистрацией в сельском совете. Рекрутский обряд, уже практически угаснувший к 30-м годам ХХ столетия, с началом Великой Отечественной войны снова возродился. Похоронно-поминальные традиции продолжают существовать до сегодняшнего дня, хотя многие обрядовые действия к концу ХХ века стали исчезать. Причетная традиция уходила вместе с теми обрядовыми комплексами, которые она сопровождала. Однако и в современной культуре ещё можно найти отголоски богатейшего наследия, оставленного нам предыдущими поколениями.
Министерство культуры Республики Карелия
Возврат к списку
|