24 декабря в Сыктывкаре, в Коми республиканском институте развития образования состоялся республиканский форум учителей коми языка и литературы. В его работе приняли участие представители органов государственной власти, высших учебных заведений, учителя, преподаватели и методисты по изучению коми языка и литературы.
Как отметила первый заместитель министра образования Республики Коми Светлана Моисеева-Архипова, форум не ставит вопрос: изучать или не изучать коми язык. Задача форума – определить пути и актуальные методы обучения коми языку.
Анализируя статистику, первый заместитель председателя Государственного Совета Республики Коми, председатель Международного консультативного комитета финно-угорских народов Валерий Марков заметил, что в последнее время растёт число школ, в которых изучается коми язык, но при этом неуклонно сокращается количество школ, в которых коми язык изучается как родной. Наибольшее количество учеников, изучающих коми язык как родной, – в Усть-Куломском и Корткеросском районах.
"Изучение языка – это дело не только преподавателей, но и властных структур, и общества – это общее дело, о котором не надо забывать", – пояснил Валерий Марков. Он напомнил, что в Республике Коми вопросы преподавания коми языка и литературы, функционирования национальных языков в электронном пространстве регулярно обсуждаются в рамках семинаров и конференций. Эту традицию продолжит Международная конференция, посвящённая изучению финно-угорских языков в условиях билингвизма, которая пройдёт в Сыктывкаре в октябре 2015 года.
"При рассмотрении вопроса о необходимости изучения коми языка мы всегда имеем в виду, что родной язык – это основа патриотического воспитания. Наши социологические исследования показывают, что большинство из опрошенных не против изучать коми язык. Иная картина в северных городах – в Воркуте и Печоре. Но эту ситуацию мы можем совместно изменить в положительную сторону", – сказала в приветственном слове министр национальной политики Республики Коми Галина Габушева.
В числе важных задач воспитания и обучения молодого поколения Светлана Моисеева-Архипова обозначила формирование позитивной этнической идентичности и высокой учебной мотивации посредством раскрытия преимуществ двуязычия. Поднимая проблему низкой мотивации у школьников и их родителей к изучению коми языка, Светлана Александровна отметила, что родной язык должен изучаться в тесной связи с родной культурой, традициями народа – с использованием краеведческих и фольклорных материалов.
Далее перспективы подготовки национальных кадров для Республики Коми раскрыли проректор Сыктывкарского государственного университета Наталья Михальченкова и ректор Коми республиканского института развития образования Евгения Шеболкина.
Как учителя коми языка и литературы могут применить в своей работе компьютерные технологии, рассказала руководитель Межрегиональной лаборатории информационной поддержки функционирования финно-угорских языков, к.ф.н. Марина Федина. Созданные Лабораторией электронные разработки – раскладки клавиатуры, электронные словари, системы проверки правописания – позволяют коми языку свободно функционировать в информационном пространстве. Партнёром Лаборатории – филиалом ГРДНТ «Финно-угорский культурный центр Российской Федерации» – созданы видеоуроки по установке коми электронных словарей и коми раскладки клавиатуры. Повторив за ведущей последовательность несложных действий, даже непродвинутый пользователь сможет установить эти программные продукты. Видеоуроки уже доступны на сайте www.finnougoria.tv и в социальных сетях.
Далее учителя рассказывали о проблемах изучения коми языка и литературы, предлагали пути их решения, демонстрировали практические наработки. Директор МУ "Дом Учителя" г. Воркуты Светлана Горбунова посетовала, что очень сложно создать языковую среду, в которой ребенок пользовался бы языком во внеурочное время. В качестве примера она привела такие формы внеурочной работы, как участие детей в конкурсах, в частности, конкурсе чтецов на коми языке, научно-практические конференции.
Эмоциональным было выступление на коми языке учителя Помоздинской школы Ольги Шебыревой, в котором она выразила сожаление по поводу уменьшения численности детей, изучающих коми язык как родной. Она призвала активнее работать с родителями, объясняя им необходимость изучения детьми своего родного языка. Роли учителя и его умению подать материал посвятила свое выступление учитель Кожмудорской школы Вера Туисова. Тетради для предмета "Коми язык", выполненные учениками, представила учитель Ижемской школы Галина Колесникова.
Подытоживая работу форума, Светлана Моисеева-Архипова отметила, что при изучении в школах русского языка, математики или географии можно приглашать учителей из других регионов России. Но обучать коми языку и литературе, создавать новые учебники, растить национальные кадры – эти и другие задачи можно решить только совместными усилиями внутри региона.
Информационный центр "Финноугория"