На базе МГПИ им. М.Е. Евьсевьева (г. Саранск, Республика Мордовия) прошёл информационно–методический семинар "Построение функциональной языковой среды в семье и дошкольных учреждениях: подходы и методы". Мордовский пединститут был выбран местом проведения семинара не случайно: это единственный вуз в Приволжье, где готовят специалистов для системы дошкольного образования. В институте работает Центр продленного дня для дошкольников, который посещают 60 ребят.
Инициатором проведения семинара стало общество "Финляндия - Россия", который реализует проект "Языковое гнездо" в финно-угорских регионах России.
- "Языковое гнездо" - это детский сад или отдельная группа, где говорят только на языке национального меньшинства, - поясняет руководитель финно-угорского проекта "Языковое гнездо" Анника Пасанен, - ребенок с первых минут пребывания в группе слышит лишь один язык, дети очень быстро усваивают информацию, они более коммуникабельны, и языки даются им без труда.
Такие группы уже созданы в Карелии, Красноярском крае, Коми, Марий Эл, и их с интересом посещают не только представители финно-угорских национальных меньшинств, но и дети из русских и татарских семей.
В работе семинара принимают участие работники системы дошкольного образования не только со всех районов республики, но и из регионов с компактным проживанием мордвы. Главная тема – проблемы обучения родному языку в детских садах.
Как показала последняя Всероссийская перепись населения, в стране сократилась численность многих этносов, это затронуло и финно-угорское население.
- Если мы хотим не только сохранить, но и развивать нашу культуру, наши языки, – необходимо начинать изучение родного мокшанского и эрзянского языков с раннего детства – с семьи, с дошкольных учреждений, - отметил министр по национальной политике Республики Мордовия Александр Лузгин, - мордва расселена весьма дисперсно, поэтому проблема сохранения языков стоит не только в нашей республике, еще более остро она поставлена в регионах с компактным проживанием мордвы.
Как отметила в своем выступлении заместитель министра образования Республики Мордовия Елена Солдатова, в Мордовии детские сады и школы в некоторой степени работают по принципу "Языкового гнезда", из 233 муниципальных дошкольных учреждений в 34 обучение ведется на мокшанском и эрзянском языках.
- Мордовия имеет мощный воспитательный потенциал, - отметила Елена Петровна, - мы совместно с педагогическим институтом разработали программу "Мы в Мордовии живем", благодаря которой воспитанники дошкольных учреждений могут познакомиться с родным языком, устно-поэтическим творчеством, народно-прикладным искусством. В республике выпускается много учебников для изучения мордовского языка для русскоязычных и национальных детсадов и школ, ими также обеспечиваются представители диаспоры, проживающие за пределами Мордовии.
В Мордовии несколько лет действует летний этнокультурный лагерь, где ребята из республики и из других регионов могут общаться на мокшанском и эрзянском языках.
Работа семинара продлилась три дня, участники и гости из Финляндии, Карелии, Коми, районов республики познакомились с практической работой национальных детских садов в Мордовии, подробно рассказали о проекте "Языковое гнездо" и обсудили его внедрение в детских садах Мордовии.
Газета "Известия Мордовии" (Республика Мордовия) от 20 января 2012 года, Екатерина Спиридонова