В Ненецком краеведческом музее (г. Нарьян-Мар) презентовали каталог "Сакральные предметы ненцев архангельских тундр". Данный каталог для музея стал по счету десятым - юбилейным. Его составитель - заведующая отделом этнографии Лариса Талеева.
Как сказала на презентации директор музея Елена Меньшакова, каталог - это высшая ступень музейного описания предметов, это итог работы не одного поколения музейщиков. Сама же Елена Геннадьевна к идее издания такого каталога отнеслась неоднозначно и поначалу была даже против: "Дело в том, что у музейщиков отношение к предметам культа, особенно ненецкого, очень трепетное и осторожное. Вещи эти - с определенной историей, с определенным характером, вещи шаманские. Они, к сожалению, зачастую не имеют легенд, но имеют очень явную энергетику. И даже наши хранители с каждой из них обращаются очень индивидуально. Думаю, знающие люди понимают, о чем я говорю".
Коллекция предметов ненецкого культа в Ненецком краеведческом музее относительно небольшая - всего 38 предметов. Это идолы, домашние духи-покровители, шаманская одежда - куртки и маски, бубны и колотушки к ним, куклы шаманов, бытовавшие в Канинской, Тиманской, Малоземельской, Большеземельской тундрах и на острове Колгуев. Началом комплектования коллекции можно считать 30-е годы ХХ века, когда в ходе репрессий изымались предметы культа у зажиточных оленеводов и шаманов. Именно тогда в музей поступили два деревянных идола с реки Кары, имущество шамана Канинской тундры Артемия Ардеева - бубен и три куклы. В июле 1936 года на хранение в музей переданы предметы культа, "отобранные сельсоветом" у женщины-шаманки из Канинской тундры. Среди них - бубен и колотушка к нему, три шаманские куклы, шаманская маска.
В 40-е годы ХХ века часть коллекции была утрачена, что-то было утеряно во время экспонирования, что-то списано по причине плохой сохранности. Пополнение собрания произошло лишь в 1969 году. Тогда из Тиманской тундры поступили десять кукол хэхэ (духов-помощников) и куртка, принадлежавшая шаману по кличке Лола. Эту куртку сегодня можно увидеть в экспозиции музея.
В марте 1975 года в фонды музея из Нельмина Носа поступила чумовая баба (мяд’ пухуця), принадлежавшая Марине Павловне Выучейской, которая умерла в 1978 году в возрасте 103 лет. В 1988 году житель п. Красное Павел Вылка передал в музей уникальный бубен каплевидной формы и маску шамана.
Все эти вещи нашли отражение в каталоге. В нем сакральные предметы ненцев представлены в четырех разделах: "Костюм ненецких шаманов", "Бубны и атрибуты, с ними связанные", "Духи-помощники и домашние покровители", "Идолы".
В качестве приложения к каталогу представлен список шаманов архангельских тундр XIX -первой половины XX века: их имена, фамилии, клички.
Пополняется коллекция сакральных предметов и в новом веке. Единственное, о чем сожалеют музейные работники, это то, что многие предметы не содержат точных сведений о легендах, их бытовании и использовании. До сих пор остается много вопросов, на которые, возможно, никогда не будет найдено ответов. А значит, тем ценнее каждый обнаруженный факт, тем важнее поиски новых, неизвестных ранее сведений.
Газета "Наръяна вындер" (Ненецкий автономный округ) от 17 января 2012 года, Елена Боброва