1 сентября российские школьники начали учиться по новому федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) начального общего образования. Он позволяет дифференцировать изучение языков народов России в зависимости от их статуса.
ФГОС предусматривает в программе начального общего образования учебные курсы, обеспечивающие этнокультурные интересы учащихся, а также норму, когда основная образовательная программа может включать как один, так и несколько учебных планов в одной школе.
Практически во всех субъектах РФ органы управления образованием взяли на себя обязанность по оказанию методической помощи администрациям школ и учителям в разработке основных образовательных программ, рабочих учебных планов. Например, в Республике Коми в течение трех лет разрабатывалась концепция этнокультурной направленности образовательного процесса. Она позволяет учитывать в школе статус языков, установленный Конституцией РФ и дифференцированно решать, где преподавать коми язык в качестве государственного, а где в качестве родного, по каким методикам и в каких объемах. Такой подход снял множество противоречий, возникавших ранее между национальными общественными организациями и органами государственной власти республики.
Школа самостоятельно утверждает, а, следовательно, и разрабатывает основную образовательную программу, рабочие учебные планы, которые должны учитывать конкретные языковые и культурные потребности учеников. Озвучить педагогам эти потребности могут законные представители детей (родители или лица, их заменяющие). Такой демократический подход к организации образовательного процесса обеспечивает реализацию конституционно установленной для всех народов России государственной гарантии сохранения родного языка, создания условий для его изучения и развития. Он дает право каждому самостоятельно заявлять о своем родном языке и получать условия для его изучения в школе.
Сегодня можно смело утверждать, что школа готова предоставить всем желающим возможность изучения языков народов России с учетом конституционного статуса.
Информационный центр АКМНСС и ДВ РФ