На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация

Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова
"Финно-угорский культурный центр
Российской Федерации"













Календарь

Творчество В. Савина и новейшая коми проза



В исполненный драматизма переходный период, когда общество решительно отказывается от советского прошлого, весьма актуальным становится вопрос о культурных и художественных традициях, питающих коми литературу конца ХХ – начала ХХI веков. Исследование литературных традиций, что во многом определяют особенности художественного освоения действительности современной коми литературой, способствует более полному представлению о художественной природе современного искусства слова. Между тем не было попыток исследовать художественный опыт новейшей коми литературы, в частности, прозы конца ХХ – ХХI в. в связях с классическим наследием. Данные обстоятельства обусловливают актуальность работы. Исследование творчества В.Савина в связях с художественным опытом современной коми прозы не только освещает характерные черты литературы рубежа ХХ-ХХI, но и способствует тому, чтобы выявить, какое место занимает духовное наследие В. Савина в современной культуре коми.

Трагический отсвет творческой судьбы Савина (1988-1943), драматизм которой обусловлен противоречиями социально-политического характера, лежит и на современной коми литературе. Кардинальные изменения в эстетике Савина, имевшие место в 30-е годы ХХ века, во многом близки художественным поискам коми прозы рубежа веков, что в полной степени выражают кризисное состояние современного общества. Трагическое прозрение Савина (и многих других художников слова того времени – В.Чисталева, В. Лыткина и др.) близко духовному состоянию современных писателей, в полной степени испытывающих острую необходимость переосмыслить духовный опыт прошлого.
Яркое, вне сомнений, крупное явление культуры коми, В. Савин, поэт, драматург, прозаик, композитор, конечно, оказывал и оказывает ощутимое воздействие на художественное сознание народа. Он относится к тем художникам, чье творчество создает особую атмосферу, формирующую эстетический опыт народа, и оттого имеет смысл вести речь о влиянии творчества Савина, которое находит выражение не только в подобных формах; скорее, имеет место воздействие традиций Нёбдiнса Виттора, формы выражения которого скрыты в глуби художественного текста – сфере сознания авторов.
Поэтика Савина зиждется на мировоззренческих основах духовного опыта народа; именно данный фактор определяет особенности художественного осмысления жизни. Так, художественный облик известной дилогии Савина “Райын” (В раю, 1921) и “Инасьт?м лов” (Неприкаянная душа, 1926) обусловлен особенностями народного мировосприятия, принимающего красоту жизни в ее естественных связях и отношениях. Сила характера Сюзь Матвея, главного героя дилогии, — в органичной связи с землей, крестьянским трудом, нравственными началами жизни. И моменты, выражающие своеобразие времени (пафос революционного отрицания, неприятие религии), в данных пьесах второстепенны. Именно поэтому пьесы Савина (как и другие его произведения) поднялись до уровня собственно художественных произведений, пережив время. Безусловно, связи с народной культурой составляют сферу, что сближает творения Савина с произведениями современных писателей.
Так сложилось, что в очень непростой период порубежья, когда общество охватили апокалиптические ощущения, здоровое отношение к миру обнаруживает ассоциации с мировосприятием, весьма характерным для Савина. Ощущение полнокровности жизни, что воплотилось в произведениях первой половины творческого пути Савина, видимо, органично связанное с традициями народной культуры, характерно и для художественного сознания рубежа ХХ-ХХI в. Безудержное желание жить, одухотворяющее творчество Савина, ощущают и современные писатели, несмотря на драматизм противоречивого времени. Стремление увидеть движение повседневности во всей её полноте, в полной мере ощутить земные радости, что столь свойственно Савину, имеет место и в коми прозе рубежа веков. Данный фактор дает возможность разглядеть поступательное движение жизни, рассмотреть ее противоречивую суть.

Живой, неподдельный интерес к жизни, неисчерпаемости ее глубин, неуемное желание прикоснуться к их тайнам, что весьма ярко характеризуют мироотношение Савина, ощущается, в частности, и в жанре современной коми прозаической миниатюры: «сжатая в предельно малом объеме лирико-философская миниатюра среди жанровых форм лирической прозы наиболее близка к лирике в обычном смысле слова» [1,с.7]. Открытость, ощущение гармоничной связи с миром, свойственные характеру лирического героя Савина, находят воплощение и в природоописательных миниатюрах современных прозаиков. Непосредственность, бесконечное радостное удивление, восхищение, характеризующие мировосприятие Савина, что выразилось в детальном описании, представлении предметного мира им, также находит свое продолжение в творчестве современных миниатюристов (произведения Л.Палкина, В. Лодыгина, Е. Козлова и др.). Свойственное Савину лирическое переживание жизни близко и Н. Куратовой. Лиризм прозы Куратовой во многом связан с особым, стойким, жизнеутверждающим отношением к миру автора, что не угасло даже в период засилья эсхатологических предчувствий (рассказы «Висьтась?м» (Исповедь, 1995), «Висьтав, югыд шонді?й» (Скажи, светлое солнце, 1998), “Шондіыс ломал? на …» (Солнце еще горит, 1992), «Сiдзк?, ловъя на…» (Значит, еще живой, 2001), «Важ печкан» (Старая прялка, 2002) и др.). По - савински приподнято-радостно восклицает героиня её рассказа «Шондіыс ломал? на» (Солнце еще пылает) (данное выражение и составляет название произведения), и эти слова, наполняясь метафорическим значением и выражая концептуальные установки автора, имеют ключевое значение для охваченной апокалиптическими ощущениями прозы рубежа веков. Следует отметить, жизнестойкий, обладающий несокрушимой верой в будущее, ощущающий неразрывные, органичные связи с жизнью женский характер, воссозданный Н. Куратовой (имеет смысл вести речь о едином характере, сконструированном рассказами и повестями современного коми прозаика, обнаруживает родственные связи как с характером лирического героя Савина (ст. “Вен” (Спор, 1922), “Чол?м” (Привет, 1918) “Веж видз вывтi муна” — Я иду зеленым лугом, 1919) “Кор долыд” (Когда радостно, 1920) и др.), так и с характером главного героя дилогии «Райын» и «Инасьт?м лов» Сюзь Матвея, главного героя его произведения «Луча» (1926). В данном случае мы можем вести речь о близости, по терминологии М.Бахтина, лирического героя – образа – личности и характера – «объектного» образа. Светлая, оптимистичная вера в будущее, освещающая взгляд Н. Куратовой на жизнь, ее отношение к миру близки савинскому мироотношению. Данные свойства словно окрыляют концептуальные взгляды Куратовой. Особенности мироотношения авторов во многом определяют специфику лиризма произведений как Савина, так и Куратовой. Лирическое отношение к миру, неизменно присутствующее в произведениях и Савина, и Куратовой, органично связано с утверждающей силой жизнестойкой энергии, что питает творчество этих авторов. Такова специфика природы лиризма и В.Савина, и Н. Куратовой. Лирическое самовыражение авторов имеет некий возвышенно-утверждающий окрас; он, видимо, и составляет «момент творческой субъективности» (выражение В.Д. Сквозникова), характеризующий особенности лирического начала как творчества В.Савина, так и Н.Куратовой. Природа лирической точки зрения Савина и Куратовой близка; видимо, имеет смысл вести речь о родственности «субъектной сферы» (определение С.Н. Бройтмана) их произведений. Это тот тип лирического переживания, когда автор счастлив обнаружить свое отношение к миру, и это придает особый свет его произведениям; автор испытывает абсолютную гармонию в единении с миром. Ощущение красоты и гармонии сущего, что определяет духовное состояние героя, и обуславливает цельность мироотношения. В формировании мироотношения особую роль играет отношение автора к самому себе. Он самодостаточен в гармоничной связи с окружением, ощущая свое право на выражение отношения к миру. В данном случае самоощущение автора, его отношение к себе есть форма его самоидентификации. Данный фактор также придает особое качество лирическому взгляду на мир и Савина, и Н. Куратовой. Следует отметить, данные черты выражают не только специфику субъективного восприятия и переживания мира; в них – утверждение вековечной, естественной связи народа с жизнью, ощущения целостности мира, что определяют его мировоззрение. Ощущение гармонии освещено особым, приподнятым настроением. Данные особенности мироотношения, думается, близки типу «веселости», описанному исследователями и определяемому как «онтологическая веселость». «Веселость как свойство и состояние натуры, то есть жизнерадостность и природный оптимизм. Такого рода веселость мы бы назвали онтологической веселостью, поскольку она характеризует само бытие человека», – пишет исследователь Шайхинурова Л.М. [5, с.36]. Пафос авторского отношения, определяя особенности художественной ткани, находит воплощение в сфере характерообразования, сюжета и композиции, стиля: «В пределах объективации эмоциональной сферы автор задает свои правила игры, свою парадигму художественного мышления, согласуемую со средством деятельности – поэтическим языком» [4, с.26] (следует отметить, данные особенности мироотношения Савина нашли органичное выражение и в комическом).

В произведениях Н.Куратовой живет вера в то, что вечная поступь жизни зиждется на разумных началах. Вера в нерушимый нравственный потенциал человека, любовь к жизни, уверенность в разумном мироустройстве, что окрыляет творчество Куратовой, очень близки чертам, характеризующим мироотношение Савина. Думается, подобное мироотношение органично связано с некими нравственными началами, что лежат в основе художественного творчества: отношение к миру данных художников неизменно питается глубинным стремлением поделиться душевным теплом. Не случайно исследователями подчеркнуто, что «в структуре художественного таланта энергетическая роль нравственных переживаний представляется более «фундаментальной», чем роль эстетических эмоций» [2, с.126]. Тексты и Савина, и Н. Куратовой излучают светлую эмоциональную энергию особого качества. Данные факторы коррелируют и с авторским началом в художественных произведениях В. Савина и Н. Куратовой, получающем особую функцию. Образ автора столь ярок, что выявляет и личностные качества художников. Думается, природа данного явления близка к тому, которое исследователи определяют как «идентичность поэтического «я» биографическому «я» автора» [6, с.109]. Характерной чертой авторского отношения является созидательная направленность (именно поэтому столь резкие изменения претерпела эстетика Савина в период сталинского диктата). В нем заложен некий глубинный позитивный смысл, таится сила добра. Особенности характеров данных авторов таковы, что в текст вселяется живое движение жизни, ее естественное дыхание; ритм противоречий, что составляет глубинную энергию жизни, воссоздается в сфере авторского отношения. В данных факторах – ярчайшее выражение близости творчества Савина и Н. Куратовой. Думается, в данном случае актуальны слова Л. Гинзбург о том, что « … сознательно, открыто утверждаемая традиция не только не противопоказана новизне, но, напротив того, делает новизну особенно ощутимой» [3, с.366]: традиции В. Савина, во многом определяющие особенности художественного мышления современных коми писателей, придают неповторимость художественным исканиям прозы стыка тысячелетий.

Произведения В. Савина, неоспоримо, оказывают воздействие на сознание общества; мышление современных художников слова несет на себе меты его влияния; связи, единящие творчество крупнейшего коми поэта, драматурга, писателя с произведениями коми прозаиков конца ХХ – начала ХХI в. – в глубинных, смыслообразующих основах художественного текста, в них находят выражение особенности художественного мышления авторов, отношения к миру. Связь с народной культурой единит творчество великого Савина и современную коми прозу. Поэтика традиции зиждется на близости к народным основам жизни – особенностям народного характера, мироотношения.

Литература

1. Бальбуров Э.А. Поэтика лирической прозы (1960-1970-ые г.). / Э.А. Бальбуров .Новосибирск: Наука, 1985. С. 7.
2. Басин Е.Я. Художник и творчество. / Е.Я. Басин. М.: Гуманитарий, 2008. С.126.
3. Гинзбург Л. О лирике. / Л. Гинзбург. М.-Л: Сов. Писатель, 1964. С.366.
4. Карпов И.П. Авторология русской литературы / И.П. Карпов. Йошкар-Ола: Изд-во «Марево», 2003. С. 26.
5. Шайхинурова Л.М. Онтология и поэтика смеха в сказах П.П. Бажова (К постановке проблемы) / Л.М. Шайхинурова // Известия Уральского государственного университета. Гуманитарные науки. История. Филология. Искусствоведение. Выпуск 6. 2003. № 28. С.36.
6. Шевеленко И.Д. Литературный путь Цветаевой: Идеология – поэтика – идентичность автора в контексте эпохи / И.Д.Шевеленко. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С.109.

Адрес: 167005 Республика Коми г. Сыктывкар, ул. Петрозаводская, д. 38, кв.227 Т. (сот.) 89083294071 E-MAIL [email protected] 167982 Г. Сыктывкар, ГСП-2, ул. Коммунистическая, д.26 Институт языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения РАН Т. 24-35-33 E-MAIL [email protected]



Назад в раздел




Календарь праздников


Фотоальбом





Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.



Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: [email protected]