На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация













Календарь

Орнамент



В орнаменте народа коми большей частью преобладают геометрические мотивы, уходящие своими корнями в глубокую древность, к истокам человеческой культуры. Среди них косой крест, простой ромб, многослойный, с пересечёнными и продлёнными сторонами, прямые и волнистые линии, косая сетка, шахматный узор. Кроме типичных геометрических мотивов встречаются стилизованные фигуры человека и животных, а также мотивы растительного характера: розеточного цветка, стеблей с бутоном, цветущих веток. Иногда геометрические элементы сочетаются с растительными мотивами.

Для народного изобразительного искусства коми наиболее характерной формой декорирования является орнамент - узор, состоящий из повторяющихся, ритмично упорядоченных мотивов. Исследователи отмечают близость геометрических узоров коми к орнаменту поволжских финнов, народов Северо-Восточной Европы (эстонцев, карел, населения Русского Севера) и Северо-Западной Сибири (хантов, манси). Вероятно, близость мотивов орнамента различных народов была обусловлена их общей древней основой. Самый отдаленный по времени материал, отражающий раннюю природу этого типа орнамента, зафисирован на керамике андроновской культуры, датируемой II - началом I тысячелетий до н. э. В ходе исторического развития в каждом регионе сложилась своя орнаментальная специфика, свойственная той или иной этнической культуре.

В научной литературе, посвящённой изучению народного искусства коми, высказывается несколько точек зрения по поводу происхождения и развития различных композиций и вариантов геометрического орнамента у коми. Л. С. Грибова определяет пас как одну из ведущих основ орнамента финно-угорских народов и выделяет несколько функций паса: знак родовой принадлежности, функция магическая (оберег), декоративная функция. По мнению исследователя, с утерей первых двух функций пас сохранился как орнаментальный мотив. Это утверждение не согласуется с традиционными представлениями, характерными для многих народов о том, что орнамент выполняет функцию оберега от нечистой силы.

Недостаточно аргументированы и критерии выделения тех или иных пасов в качестве элементарных составляющих некоторых орнаментальных мотивов, поскольку даже из одного паса путем его различных комбинаций могут быть получены самые разнообразные композиции орнамента. Очевидно, что в работах Л. С. Грибовой предложен лишь один из возможных подходов в решении проблемы происхождения различных мотивов коми орнамента. Г.Н. Климова в монографии "Текстильный орнамент" коми рассматривает динамику развития геометрического орнамента коми на протяжении двух последних веков и приходит к выводу, что развитие его было обусловлено целым рядом факторов: материала изготовления (глина, дерево, кожа, ткань); техническими способами его исполнения; влиянием других культурных традиций.

Автор выделяет несколько локальных вариантов геометрического орнамента коми, появление которых считает закономерным результатом тех исторических условий, в которых развивались различные этнографические группы коми. В частности, в геометрическом орнаменте вязаных изделий коми выделяется три основных варианта: ижемский - с преобладанием так называемых семиричных бордюров; вашко-мезенский и среднесысольский - широкие бордюры и сетчатые узоры; верхневычегодский,  для которого характерны особенности 1 и 2 групп узоров. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о распространении на территории коми различных вариантов диагонально-геометрического орнамента Г. Н. Климова явно преувеличивает роль внешнего влияния. Исследователь, в частности, отмечает, что одинаковые декоративные особенности не могли развиться самостоятельно  у разных народов, а могли появиться только в результате связей населения. Это утверждение противоречит другому тезису автора о том, что законы развития орнаментальных композиций во многом обусловлены техникой их исполнения. Несмотря на наличие общих черт в геометрическом орнаменте населения Русского Севера, финно-угорских народов и даже тюркских народов, в большинстве случаев обнаруживаются существенные различия, которые проявляются в сочетании технологии, соотношении частей орнаментальных композиций и, наконец, в цветовой гамме.

 

Источники:
1. Титова Н.В. Узорное ткачество и вязание коми.- Сыктывкар, Коми книжное издательство, 1989.
2. Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в XIX-XX вв. Екатеринбург, 2002



Назад в раздел


Перейти к обсуждению на форуме >>





Версия для слабовидящих

Финноугровидение

Онлайн-игра


Фотоальбом




Rambler's Top100


Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.




© Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова "ФУКЦ РФ", 2007-2019
При использовании материалов
ссылка на сайт www.finnougoria.ru обязательна.
В оформлении сайта использованы работы Павла Микушева.
Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: fucult@finnougoria.ru