На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация

Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова
"Финно-угорский культурный центр
Российской Федерации"













Календарь

Бессермяне

Происхождение этнонима

Cамоназвания бессермян - бессер, бессеран, бешермян.

Единственной на сегодняшний день приемлемой этимологией самоназвания бессермян (бессерман) является гипотеза о том, что оно происходит от тюркского слова busurman/busurmen, которое в конечном итоге, восходит к арабской лексеме, означающей "мусульманин".

Места проживания

Бессермяне проживают в бассейнах рек Чепцы (приток Вятки), в пределах Базилинского, Глазовского, Юкаменского, Ярского районов Удмуртской Республики, а также в Слободском районе Кировской области.

Историческая справка

Проживая по соседству с северными удмуртами и будучи близки им по языку, бессермяне, тем не менее, никогда себя с удмуртами не отождествляли. Вплоть до 1930-х годов бессермяне официально считались особой народностью. Согласно Всесоюзной переписи населения 1926 года, в СССР на тот момент проживало более 10 тысяч бессермян. Позднее бессермяне были провозглашены особой субэтнической группой удмуртского народа и лишь в 1933 году специальным постановлением Верховного Совета Удмуртской Республики вновь были признаны самостоятельной национальностью.

Ряд исследователей предполагают, что бессермяне принадлежат к кругу тюркских племен. Большинство исследователей считают бессермян потомками булгар, переселившихся на реку Чепцу после разгрома Булгарского государства татаро-монголами.

Этноним бессермяне на Руси понимался как мусульмане.

Статистические данные

По данным переписи 2002 года на территории Российской Федерации проживает 3122 бессермяна.

Религия

Религия бессермян - православие, но сохраняются элементы мусульманских и традиционных представлений.

Язык

Язык бессермян представляет собой наречие удмуртского языка.

Письменность

Краткий разговорник

Энциклопедия быта

Национальный костюм

Бессермяне любят яркое, красочное в одежде. Преобладает в основном красный цвет. Зимняя одежда в клеточку, а летняя в полоску.

Летняя праздничная одежда состоит из рубашки, очень нарядной, с разукрашенным поясом, рукавами и особо украшенным нагрудником. На эту рубашку надевают зыбын, напоминающий фартук песочного цвета с украшением на подоле и на груди. Затем фартук белого цвета, ярко нарядно вышитый. Кроме него на голове у женщины был нарядный платок, надеваемый по-татарски на шапку кашпу.

Основа традиционного женского костюма - рубаха из холста туникообразного покроя (дерем), богато украшенная нагрудной и нарукавной вышивкой, аппликацией, тесьмой, широкой оборкой на подоле. В вышивке преобладали красные, синие, оранжевые цвета, с вкраплением зелёного, жёлтого. Контур выделяли чёрным цветом.

Бессермянки носили штаны с широким шагом длиной до щиколоток, передник без нагрудника (с нагрудником носили только пожилые женщины). Верхняя распашная одежда имела вид халата.

Для женского костюма характерны нагрудные украшения: шейные, чересплечные из раковин каори, коралла, бисера и монет. Женщины носили браслеты и кольца. Девичий головной убор представляла небольшая остроконечная шапочка, украшенная раковинами каори, монетами и бисером. Женский головной убор составляло головное полотенце из тонкого белого холста, шлемообразная шапочка, украшенная монетами и бисером, сверху одевался платок.

В мужском костюме прослеживаются схожие черты с костюмами удмуртов и русских. Одежда шилась из сукна и домотканой пестряди.
Характерной особенностью бессермянского народа является возможность по отдельным элементам одежды определить возраст, социальный статус и материальное положение.

Кухня

Бессермяне любили вкусно готовить. На сочнях пекли пироги из колеги с жиром. На каждом праздничном ужине такой пирог был обязателен.

Пуштыен шид - суп со взбитым яйцом - известное блюдо в бессермянских семьях. Другое блюдо - плошка - напоминало омлет, запкаемый в глиняной чашке в печи.

Обязательным традиционным блюдом являлась ячневая каша, приготовленная на молоке.

Поселения и жилища

Бессермяне выбирали место для строительства жилья около водоёмов: рек, ручьёв и родников. Дома старались строить по склонам холмов, чтобы ветер не продувал жилище, так же это делалось для того, чтобы грунтовые воды не попадали в подполье.

Основным строительным материалом считалось дерево. В основном использовали хвойную древесину. Избы повсеместно строились одноэтажные: четырёхстенные или пятистенные. Стены в доме были тёсанные, и никаким другим материалом не обшивались.

Священным местом в доме была печь, изначально глинобитная, а в ХХ веке - кирпичная. На треть площади избы, в задней её части, сооружались полати, на которые взбирались по лестнице у дверей. Вдоль стен устраивались массивные широкие лавки, а над ними по периметру подвешивались полки. В XIX - начале ХХ веков в переднем углу стоял стол с массивным подстольем на толстых точёных ножках, а рядом с ним - единственный стул с резной спинкой, предназначенный для хозяина дома или почётного гостя. У боковой стены помещалась широкая деревянная кровать или нары.

Традиции

Занятия и промыслы

Основное занятие бессермян - пашенное земледелие. Выращивали рожь, овёс, ячмень, коноплю, а также овощные культуры (репу, морковь, капусту, брюкву). У бессермян получило развитие животноводство и бортничество. Были распространены отхожие промыслы на сельскохозяйственные работы и извоз.

Социальный институт

Вплоть до 30-х годов XX века основным социальным институтом бессермян была соседская община

Традиционная семья включала в себя родственников трёх-четырёх поколений.

Фольклор

Орнамент

Орнамент одежды является наиболее репрезентативным источником для реконструкции религиозных и мировоззренческих представлений народа. У бессермян орнамент выражает значимость материнского начала, а также выполняет функции защиты от сил зла.

Для бессермян характерны различные обряды: свадебные, календарные, семейные и т.д. Многие обычаи и обряды сохраняются в бессермянских семьях и по сей день, например, свадебный обряд.

Приметы

Песни и танцы

Декоративное творчество

Праздники и обряды

Мифы и предания       

Источники:

  1. Белых С.К. К вопросу о происхождении самоназвания бессермян // VIII Петряевские чтения: Материалы научной конференции. г.Киров, 24-25 февраля 2005 г. С.130-135.
  2. Информационно-методический сборник № 4. Бессермяне: место и роль в полиэтничной культуре региона. - Ижевск, 2000.
  3. www.russia.rin.ru




Календарь праздников











Фотоальбом





Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.



Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: [email protected]