Бессермяне
Происхождение этнонима
Cамоназвания бессермян - бессер, бессеран,
бешермян.
Единственной на сегодняшний день приемлемой
этимологией самоназвания бессермян (бессерман)
является гипотеза о том, что оно происходит от
тюркского слова busurman/busurmen, которое в конечном
итоге, восходит к арабской лексеме, означающей
"мусульманин".
Места проживания
Бессермяне проживают в бассейнах рек Чепцы
(приток Вятки), в пределах Базилинского,
Глазовского, Юкаменского, Ярского районов
Удмуртской Республики, а также в Слободском
районе Кировской области.
Историческая справка
Проживая по соседству с северными удмуртами и
будучи близки им по языку, бессермяне, тем не
менее, никогда себя с удмуртами не отождествляли.
Вплоть до 1930-х годов бессермяне официально
считались особой народностью. Согласно
Всесоюзной переписи населения 1926 года, в СССР на
тот момент проживало более 10 тысяч бессермян.
Позднее бессермяне были провозглашены особой
субэтнической группой удмуртского народа и лишь
в 1933 году специальным постановлением Верховного
Совета Удмуртской Республики вновь были
признаны самостоятельной национальностью.
Ряд исследователей предполагают, что бессермяне
принадлежат к кругу тюркских племен. Большинство
исследователей считают бессермян потомками
булгар, переселившихся на реку Чепцу после
разгрома Булгарского государства
татаро-монголами.
Этноним бессермяне на Руси понимался как
мусульмане.
Статистические данные
По данным переписи 2002 года на территории
Российской Федерации проживает 3122 бессермяна.
Религия
Религия бессермян - православие, но сохраняются
элементы мусульманских и традиционных
представлений.
Язык
Язык бессермян представляет собой наречие
удмуртского языка.
Письменность
Краткий разговорник
Энциклопедия быта
Национальный костюм
Бессермяне любят яркое, красочное в одежде.
Преобладает в основном красный цвет. Зимняя
одежда в клеточку, а летняя в полоску.
Летняя праздничная одежда состоит из рубашки,
очень нарядной, с разукрашенным поясом, рукавами
и особо украшенным нагрудником. На эту рубашку
надевают зыбын, напоминающий фартук песочного
цвета с украшением на подоле и на груди. Затем
фартук белого цвета, ярко нарядно вышитый. Кроме
него на голове у женщины был нарядный платок,
надеваемый по-татарски на шапку кашпу.
Основа традиционного женского костюма - рубаха
из холста туникообразного покроя (дерем), богато
украшенная нагрудной и нарукавной вышивкой,
аппликацией, тесьмой, широкой оборкой на подоле.
В вышивке преобладали красные, синие, оранжевые
цвета, с вкраплением зелёного, жёлтого. Контур
выделяли чёрным цветом.
Бессермянки носили штаны с широким шагом длиной
до щиколоток, передник без нагрудника (с
нагрудником носили только пожилые женщины).
Верхняя распашная одежда имела вид халата.
Для женского костюма характерны нагрудные
украшения: шейные, чересплечные из раковин каори,
коралла, бисера и монет. Женщины носили браслеты
и кольца. Девичий головной убор представляла
небольшая остроконечная шапочка, украшенная
раковинами каори, монетами и бисером. Женский
головной убор составляло головное полотенце из
тонкого белого холста, шлемообразная шапочка,
украшенная монетами и бисером, сверху одевался
платок.
В мужском костюме прослеживаются схожие черты с
костюмами удмуртов и русских. Одежда шилась из
сукна и домотканой пестряди.
Характерной особенностью бессермянского народа
является возможность по отдельным элементам
одежды определить возраст, социальный статус и
материальное положение.
Кухня
Бессермяне любили вкусно готовить. На сочнях
пекли пироги из колеги с жиром. На каждом
праздничном ужине такой пирог был обязателен.
Пуштыен шид - суп со взбитым яйцом - известное
блюдо в бессермянских семьях. Другое блюдо -
плошка - напоминало омлет, запкаемый в глиняной
чашке в печи.
Обязательным традиционным блюдом являлась
ячневая каша, приготовленная на молоке.
Поселения и жилища
Бессермяне выбирали место для строительства
жилья около водоёмов: рек, ручьёв и родников. Дома
старались строить по склонам холмов, чтобы ветер
не продувал жилище, так же это делалось для того,
чтобы грунтовые воды не попадали в подполье.
Основным строительным материалом считалось
дерево. В основном использовали хвойную
древесину. Избы повсеместно строились
одноэтажные: четырёхстенные или пятистенные.
Стены в доме были тёсанные, и никаким другим
материалом не обшивались.
Священным местом в доме была печь, изначально
глинобитная, а в ХХ веке - кирпичная. На треть
площади избы, в задней её части, сооружались
полати, на которые взбирались по лестнице у
дверей. Вдоль стен устраивались массивные
широкие лавки, а над ними по периметру
подвешивались полки. В XIX - начале ХХ веков в
переднем углу стоял стол с массивным подстольем
на толстых точёных ножках, а рядом с ним -
единственный стул с резной спинкой,
предназначенный для хозяина дома или почётного
гостя. У боковой стены помещалась широкая
деревянная кровать или нары.
Традиции
Занятия и промыслы
Основное занятие бессермян - пашенное
земледелие. Выращивали рожь, овёс, ячмень,
коноплю, а также овощные культуры (репу, морковь,
капусту, брюкву). У бессермян получило развитие
животноводство и бортничество. Были
распространены отхожие промыслы на
сельскохозяйственные работы и извоз.
Социальный институт
Вплоть до 30-х годов XX века основным социальным
институтом бессермян была соседская община
Традиционная семья включала в себя
родственников трёх-четырёх поколений.
Фольклор
Орнамент
Орнамент одежды является наиболее
репрезентативным источником для реконструкции
религиозных и мировоззренческих представлений
народа. У бессермян орнамент выражает значимость
материнского начала, а также выполняет функции
защиты от сил зла.
Для бессермян характерны различные обряды:
свадебные, календарные, семейные и т.д. Многие
обычаи и обряды сохраняются в бессермянских
семьях и по сей день, например, свадебный обряд.
Приметы
Песни и танцы
Декоративное творчество
Праздники и обряды
Мифы и предания
Источники:
- Белых С.К. К вопросу о происхождении
самоназвания бессермян // VIII Петряевские чтения:
Материалы научной конференции. г.Киров, 24-25
февраля 2005 г. С.130-135.
- Информационно-методический сборник № 4.
Бессермяне: место и роль в полиэтничной культуре
региона. - Ижевск, 2000.
- www.russia.rin.ru
|