24.08.2009
23 августа завершился III Международный скульптурный симпозиум "Финно-угорский мир. Точка пересечения". 20 дней работы мастеров не прошли зря: дух дружбы и соперничества помог участникам создать оригинальные по форме и замыслу произведения.
Председатель экспертного совета симпозиума – профессор кафедры русского искусства Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, кандидат искусствоведения, член Ассоциации искусствоведов стран СНГ Нина Кутейникова отметила высокий художественный уровень нынешнего форума. В этом сыграл свою роль и подбор приезжих участников – гостей из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Хабаровска, Архангельска и Екатеринбурга – и то, что многие из скульпторов приступили к работе с заранее приготовленными проектами. К тому же участники пленэра не были стеснены в материалах: им были предоставлены на выбор разные породы камня и металл, которые можно совмещать в одной композиции.
Тема третьего симпозиума – "Финно-угорский мир. Точка пересечения", – по словам Нины Кутейниковой, одновременно очень удачная и очень сложная. На вопрос, где точка пересечения финно-угорских народов, художники ответили разными по стилистике композициями: от ориентации на современную скульптуру до выражения натуралистических предпочтений в искусстве. Сама тема побуждает к ассоциативности и предоставляет зрителю широкий простор для интерпретации каменного произведения. "Искусство не должно быть прямолинейным", - подтвердил министр культуры Республики Коми Владимир Юрковский.
"Пришло время собирать камни", - эти слова Владимира Юрковского предварили провозглашение итогов симпозиума. По решению экспертного совета, в который вошли учёные и высокопрофессиональные специалисты в области искусства, победителями признаны четыре участника: Наталья Белобородова из Перми, Иван Локтюхин из Хабаровска, Виктор Грибов из Санкт-Петербурга и Александр Шестаков из Екатеринбурга. Все участники симпозиума получили благодарности и памятные подарки, среди которых – наручные часы от Главы Республики Коми. Теперь никто из мастеров не пропустит "время сбора камней".
Следует отметить, что Наталья Белобородова и Иван Локтюхин создали совместную скульптурную композицию. Их комплекс из камня и металла называется "Становление мира". На огороженном небольшими камнями в форме овала-яйца пространстве друг против друга разместились два камня. На одном – металлическая утица-прародительница мира, другой воплощает мамонта, живущего на древней земле. На его боку выбит промысловый календарь, олицетворяющий течение времени. А между ними – незримая точка пересечения времён и народов. Идея этой композиции рождалась в процессе работы: уже здесь, в Сыктывкаре, Наталья и Иван прочитали немало коми сказок и легенд.
Вторая работа-победительница – "Спираль" Виктора Грибова – символизирует бесконечность, вневременность бытия. В природе форма спирали присуща многим предметам, и даже ДНК человека спиралевидно, что уже само программирует неизбывное стремление личности к вечному.
Пленэр окончен, скульпторы разъедутся, оставив свои творения республиканской галерее. Для организаторов пока остаётся нерешённым, какова дальнейшая судьба скульптур: останутся ли они на площадке галереи или же выйдут в город, украсив собой памятные места столицы республики. Член экспертного совета симпозиума, искусствовед из Ярославля Ирина Серова предложила Национальной галерее эстетизировать свою парковую территорию, чтобы каждое произведение - а их после трёх симпозиумов накопилось немало - нашло своё место. "Тогда уникальный Сад скульптур сможет стать "точкой пересечения" народов в системе координат финно-угорского мира", - подытожила руководитель Финно-угорского культурного центра Российской Федерации Светлана Белорусова.
Время покажет, найдут ли отклик в сердцах современников работы скульпторов. Но уже понятно, что композиции войдут в историю как отражение творческого видения взаимопроникновения финно-угорских культур.
P.S. В ближайшее время Информационный центр "Финноугория" порадует своих читателей фотографиями работ всех участников пленэра.
Информационный центр "Финноугория", Анна Баженова