На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация

Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова
"Финно-угорский культурный центр
Российской Федерации"













Календарь

Кто такие терюхане и каратаи и где они живут

08.07.2021 10:20

Президент России Владимир Путин, отвечая на «Прямой линии» на вопрос об Украине, о единстве народов привел в пример мордовский народ. Глава государства отметил: «У нас есть такой народ – один из коренных народов России – мордва. Эрзя, мокша, ещё есть шокша…  Все они считают себя мордвой. И говорят на языке одной группы. Но у них язык отличается больше друг от друга, чем русский и украинский. Но они дорожат своим единством. Почему? Они умные и понимают, что это дробление ни к чему хорошему не приведет. Оно ослабляет этнос».

Президент в ходе беседы упомянул три этнографические группы мордвы. Но, к сожалению, не все знают, что же это за представители субэтносов, которые относятся к эрзянам и мокшанам, и где они проживают? Хотя ещё в XIX веке русский писатель П.И. Мельников-Печерский отмечал: «Мордва разделяется на несколько племён». Попробуем сделать небольшой экскурс в историю.

Терюхане

Терюхане — одна из этнографических групп мордвы, обрусевшая мордва-эрзя. Терюхане впервые начинают упоминаться в научной литературе со второй половины XIX века. По состоянию на 1859 г., терюхане проживали в 43 селениях Терюшевской волости Нижегородской губернии — всего 25 317 человек. По сведениям 1928 года, терюхан было уже гораздо меньше и они группировались всего в 25 селениях Нижегородского   уезда в трех  волостях. В 1957 г. в Дальнеконстантинов-ском районе Горьков-ской области работала этнографическая экспедиция Института этнографии Академии наук СССР. Из отчета ученого-этнографа В. Н. Белицер видно, что как таковых терюханских селений на исследуемой территории уже не осталось, лишь жители пожилого возраста в селениях Большое и Малое Сеськино и Макраша. 

Название «терюхане»  не является самоназванием, а связано с названием центра района расселения Б. Терюшево, произошедшего, по мнению ученых, от мужского имени Теряй-Теряхай-Терюш. В 1920-е годы среднее и старшее поколения терюхан, которые осознавали своё мордовское происхождение, называли себя просто мордвой. Терюхане являются самой северной группой по отношению к районам расселения не только мокши, но и эрзи. В материальной и духовной культуре терюхане имели свое­образные черты, отличавшие их от других групп мордвы, в частности в одежде, орнаменте, календарных, свадебных и похоронных обрядах. Очень богат фольклор терюхан, особенно песенный.

До своей славяно-русской ассимиляции терюхане представляли собой довольно компактную группу. Однако попав в крепостную зависимость вместе с русским населением (в XVIII веке Петр I отдал эти территории во владение князю Грузинскому), она начала распадаться (переселения, смешанные браки и пр.) и в конечном итоге почти полностью обрусела.

Наиболее ярким выражением самобытности терюхан был и остаётся их традиционный костюм, фрагменты которого до сих пор хранятся во многих семьях. Женский костюм терюхан слагается из рубахи туникообразного покроя, вышитой красными нитками вокруг горловины, и шушпана — туникообразной распашной одежды, вышитой на рукавах от кисти до локтя. Рубаха и надеваемый на неё шушпан подпоясываются, первая — узким тканым «в доски» пояском, второй — широким вязаным или покупным поясом с длинными объемными кистями. Зимой носилась «писанная шуба» из красной овчины, также украшенная аппликацией из разного цвета выкрашенной кожи и вышивкой. Из украшений важно отметить сустуг — круглую фибулу типа эрзянской сюльгамы с подвесками из цепочек и медных жетонов с гравированным рисунком. По словам местного краеведа Дмитрия Карабельникова, костюм ещё сохранился, и до сих встречается у жителей села Б. Терюшево и деревень Макраша и Малое Сескино. Также сохранились традиционные блюда. К сожалению, по переписи 2002 г. в России указали свою принадлежность к терюханам лишь 15 человек.  К настоящему времени терюхане полностью утратили этническое самосознание и влились в русский этнос.

Шокша

Шокшинская или теньгушевская мордва  – одна из этнографических групп мордвы-эрзи, в результате переселения оказавшаяся в окружении мордвы-мокши и испытавшая большое влияние с её стороны, но не утратившая эрзянского самосознания. Сама себя эта группа мордвы называет «мордвой-эрзей». Проживала в 15 населенных пунктах Теньгушевского района Мордовии и в 5 – Торбеевского района. По данным, приведенным в энциклопедии «Мордовия», численность шокши составляет около 10 тыс. человек, согласно переписи 2002 г.  Кстати, в России немало сел с названием  Шокша.

Шокшане родной язык не забыли, говорят на нем и старые, и молодые. «Мы и не мокша, и не эрзя, мы – шокша», — подчеркивают они.  Если в обыденной жизни шокшане почти не отличаются от своих соседей, то в своих старинных обрядах и костюмах различия весьма заметны.

Шокшанки сумели до наших дней сохранить женские праздничные наряды. Каждый — произведение искусства и результат кропотливого долгого труда, в старину их мастерили зимними вечерами при свете лучины. Шокша – народ трудолюбивый и творческий. Шокша села Дракино Торбеевского района известны своими «полдат» — изумительной садовой земляникой. Мастера из Дудниково Теньгушевского района знамениты своими необыкновенно красочными и яркими матрёшками. «Петухи у нас на три области поют», – говорят тут шокшане.  А всё потому, что этот край граничит на севере с Нижегородской областью, а на западе — с  Рязанской областью.

Каратаи

Каратайская мордва — одна из этнографических групп мордвы, подвергшаяся сильному влиянию татар, исповедующая православие и говорящая на русском и татарском языках. Сами каратаи себя именуют по-разному: мукшы, мордва дип атала-быз инде, кряшен, чукынган татар дип диляр. Соседи-татары называют их мукшилар.  Проживали каратаи в трех населенных пунктах: деревнях Мордовские Каратаи, Менситово (Заовражные Каратаи) и Шершалан (Малые Каратаи) Камско- Устьинского района Республики Татарстан. В настоящее время в списке  населенных мест Республики Татарстан числится только деревня Мордовский Каратай. По переписи 2002 г., численность составляет 16 человек. По данным, приведенным в труде «Там, на реке Рав… (Мордва Татарстана)», в 2004 г. числилось 83 человека. Согласно переписи 2010 г., как отдельная национальность не выделена, входит в состав мордвы.

Каратаи сами точно не могут определить свою национальность. Все потому, что говорят они на татарском, самосознание свое относят к мордве. При этом являются крещеными, соблюдают православные традиции, которые все больше сближают с русскими. В апреле в деревне Мордовский Каратай проводится фольклорный республиканский праздник «Шумбрат, Каратай!». В программу праздника входит концерт, проведение народного гулянья. Приезжают гости из Мордовии.

В настоящее время в Тетюшском районе Республики Татарстан работает комплексная фольклорно-этнографическая и лингвистическая экспедиция в составе пяти исследователей из Мордовии. В группу входят ученые НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия.

Экспедиция проводится по приглашению Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН Республики Татарстан в рамках Года родных языков и народного единства, объявленного Указом Президента Республики Татарстан Р.Н. Миннихановым. Маршрут экспедиции охватывает с. Урюм (Урюмское сельское поселение); с. Кильдюшево (Кильдюшевское сельское поселение); с. Киртели и с. Кадышево (Киртелинское сельское поселение); с. Бессоново (Бессоновское сельское поселение).

Целью экспедиции является выявление и сбор образцов традиционного мордовского фольклора, запись сведений о бытовании обрядов и праздников, сохранение и актуализация народного творчества мордвы, проживающей на территории Республики Татарстан.

"Известия Мордовии"


  

Автор: Светлана Пивкина

Возврат к списку



Ваше имя:  
Ваш E-Mail:  
Введите Ваше сообщение

Смайлики
Широкая улыбка  С улыбкой  Печально 
Удивленно  Здорово  Поцелуй 
Смущенно  Очень грустно  Овации 
Восклицание  Идея  Смех 
Улыбка  Друзья  Kisss 
Так держать  Въедливый читатель  Застрелюсь 
Игрок  Помогите!  Гнев накипает 
Тормоз  Щас как позвоню!  Так писать нельзя 
А мне так весело!  Дикий восторг  Почта пришла! 
Давай дружить  Примите скромный знак признательности  Всегда готов! 
Где беда? Лечу на помощь!  Расскажи мне правду, ромашечка...  И всё хорошо! И жизнь хороша! 
Ай да я и молодец!  Сдаюсь!!!  До скорой встречи! 
Здорово 

Закрыть все теги
Открытые тэги:    

Для того чтобы вставить цитату с этой страницы, выделите её и нажмите на ссылку "Цитировать".
 Вы хотите разрешить смайлики в этом сообщении?

Загрузить изображение для этого сообщения


Защита от автоматических сообщений:
Подтвердите, что вы не робот: 
Защита от автоматических сообщений






Календарь праздников
28
марта
2024


Архив публикаций
[Error] 
Call to undefined function ereg() (0)
/var/www/finnougoria.ru/bitrix/components/finnougoria/news.calendar/component.php:14
#0: include
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:607
#1: CBitrixComponent->__includeComponent()
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:684
#2: CBitrixComponent->includeComponent(string, array, boolean, boolean)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/main.php:1072
#3: CAllMain->IncludeComponent(string, string, array, boolean)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/templates/finnougoria/block/block_calendar_publication.php:33
#4: include(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/main.php:1419
#5: CAllMain->IncludeFile(string, array)
	/var/www/finnougoria.ru/news/publication/sect_inc.php:3
#6: include(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/components/bitrix/main.include/templates/.default/template.php:17
#7: include(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component_template.php:790
#8: CBitrixComponentTemplate->__IncludePHPTemplate(array, array, string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component_template.php:885
#9: CBitrixComponentTemplate->IncludeTemplate(array)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:776
#10: CBitrixComponent->showComponentTemplate()
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:716
#11: CBitrixComponent->includeComponentTemplate()
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/components/bitrix/main.include/component.php:280
#12: include(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:607
#13: CBitrixComponent->__includeComponent()
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:684
#14: CBitrixComponent->includeComponent(string, array, NULL, boolean)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/main.php:1072
#15: CAllMain->IncludeComponent(string, string, array)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/templates/finnougoria/footer.php:29
#16: include_once(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/include/epilog_before.php:93
#17: require(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/include/epilog.php:2
#18: require_once(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/footer.php:4
#19: require(string)
	/var/www/finnougoria.ru/news/publication/index.php:150
#20: include_once(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/include/urlrewrite.php:184
#21: include_once(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/urlrewrite.php:2
----------