На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация

Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова
"Финно-угорский культурный центр
Российской Федерации"













Календарь

Вся красота марийского костюма - в новом альбоме

29.06.2021 08:09

Недавно прошла презентация уникального альбома ученого-этнографа Тамары Молотовой «Марийский костюм», выпуск которого пришелся особенно кстати к предстоящему в июле XI Межрегиональному конкурсу национального костюма.

ВСЯ ЖИЗНЬ – В НИИ
В конце этой статьи хотелось бы получить от ученого ответ на вопрос: «Мы видим, что молодое поколение в большинстве своем желает иметь не традиционный марийский костюм, а стилизованный с небольшими элементами старинных вышивок и украшений. А есть ли шанс, что в перспективе реконструкция традиционного наряда будет особенно популярна?»

Но вначале стоит рассказать о нашем собеседнике. Будучи горожанкой из рабочей семьи, Тамара Молотова не отдалилась от традиций своего народа, так как на нее большое влияние оказывала бабушка, у которой она часто гостила в Сернурском районе. В 1960-е годы и позже в глубинке марийские женщины старшего возраста носили национальную одежду даже в быту, и у многих в сундуках еще сохранились старинные наряды. Все это вызывало большой интерес у девочки. Поэтому закономерно, что, поступив в 1973 году в МарГУ на исторический факультет, решила заняться изучением культуры и быта своего народа.

Участвовала в экспедициях МарНИИ, и темой ее дипломной работы стало сельское расселение марийцев МАССР. Этот труд получил высокую оценку, поэтому после окончания университета ее пригласили работать в МарНИИ. Здесь же ей решением научного совета определили приоритетную тему исследования – марийская национальная одежда. Безусловно, исследование этой темы полноценно могло пройти только в параллельном изучении истории, экономики, миграции и ассимиляции мари с другими соседствующими народами. Буквально «ножками» ученой были обхожены территории проживания мари. В результате Молотовой было издано четыре монографии, опубликовано 240 работ, в том числе в коллективных изданиях.

Также она активно сотрудничала с коллегами из Финляндии, став членом Финно-угорского общества. А в трудовой книжке всего одна запись – институт, вначале младший научный сотрудник, но с 2014 по 2018 год заведующая отделом этнологии, сегодня, будучи на пенсии, продолжает работать в МарНИИЯЛИ. Не побоюсь утверждать, что более нее о марийском костюме в мире никто не знает.

БЕЗУПРЕЧНЫЙ ВКУС
Дорогой и красочный альбом «Марийский костюм» был выпущен благодаря выделенным федеральным средствам к 100-летию Марий Эл и претендует стать бестселлером. Текст написан просто и доходчиво, поэтому понятен любому, но за каждым словом стоит грандиозный труд исследователя. Здесь нет предположений, а лишь проверенные факты. После ознакомления с таким трудом невозможно не стать поклонником традиционного наряда марийских женщин. Именно женщин, так как они вели оседлый образ жизни, а мужчины много ездили за пределы края, поэтому их бытовые костюмы шли по другому пути, часто сходному с другими народами России. А вот традиционный женский наряд не имеет аналогов в мире, причем в каждом районе свой стиль, свои особенности для ношения в быту, на праздниках, обрядах. Он сложен в исполнении, но очень гармоничен в сочетании с покроем, вышивкой, головными уборами, украшениями-оберегами. Как бы сказали даже современные модельеры – в старину у марийских женщин был безупречный вкус.

В альбоме прослеживается весь путь развития костюма народа мари с середины прошлого тысячелетия, и объясняются причины трансформаций. Влияла даже политика. К примеру, из-за участия народов Поволжья в восстаниях царским Указом 1697 года было запрещено кузнечное дело. А ведь до этого марийский костюм изобиловал ювелирными украшениями: даже швы закрывались металлическими деталями. Но зато получила развитие вышивка, ранее несшая информацию о территориальной принадлежности человека, его социальном и возрастном положении, превратившись в художественное украшение, произведение искусства со своими оригинальными методами исполнения.

ДУХ НАРОДА
Неужели эта красота будет со временем потеряна?
- Отношение к традициям неразрывно связано с историческими процессами, экономикой, урбанизацией и многим другим, - ответила Тамара Молотова. – Особенно повлияла на трансформацию костюма Октябрьская революция, приведшая к изменению культуры и быта населения, национальные праздники заменялись советскими, и это также влияло на форму одежды. Но в традиционном костюме дух народа, который невозможно вообще искоренить. Безусловно, стилизованные наряды будут также востребованы, так как просты в исполнении, намного дешевле. Главное, просыпается интерес молодежи к культуре и истории своего народа. К примеру, я с первых лет состою в жюри межрегионального конкурса национального костюма, в котором есть номинация «Этнографический костюм». И с каждым годом все больше конкурсантов представляют реконструкции традиционных костюмов. Говорят, что сами изучают историю, находят информацию в архивах, обучаются у старых мастеров. Возрождаются национальные праздники, обряды, много мероприятий по линии культуры, так что есть куда надеть.
К словам ученого можно добавить, что раньше и сейчас наряд человека мог много рассказать о его социальной принадлежности, но сегодня к этому добавляется и патриотизм в сохранении традиций.

СПРАВКА
Тамара Лаврентьевна Молотова - этнолог, исследователь, кандидат исторических наук, заслуженный деятель науки РМЭ, лауреат Государственной премии РМЭ им. И.С. Палантая, награждена медалью ордена «За заслуги перед Марий Эл».

"Марийская правда"

  

Автор: Ольга Шингареева

Возврат к списку







Архив публикаций
   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3


Фотоальбом





Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.



Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: fucult@finnougoria.ru