На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация

Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова
"Финно-угорский культурный центр
Российской Федерации"













Календарь

Там леший бродит. Как коми-пермяцкие демоны освоились в современном мире

09.10.2020 08:15

Коми-пермяки за несколько веков прошли долгий путь от язычества к христианству, но предания о нечистой силе живы до сих пор. А волшебство подвержено влиянию цивилизации – знахари проходят курсы повышения квалификации, истории о тёмных духах изучают в университете. Фольклорист Светлана Королёва – о коми-пермяцких демонах и местах их обитания.

Пермский Хогвартс

Наталья Стерледева, «АиФ-Прикамье»: Светлана Юрьевна, недавно Пермский госуниверситет выпустил книгу, посвящённую коми-пермяцкой демонологии. В университете обучают колдовству?

Светлана Королёва: В научной лексике слово «демонология» имеет совершенно нейтральный смысл. В средние века в христианском богословии так называлось учение о злых духах. Потом так называли знания о колдовстве, магии. В России в двадцатом веке рассказы о русалках и оживших мертвецах учёные относили к категории низшей мифологии. В англоязычной науке эту часть мифологии продолжали называть демонология. Термин стал международным, его начали применять и в России. Много лет в Москве проходят международные конференции, посвящённые демонологии.

– О чём же книга?

– Книга – часть трёхлетнего научного исследования, посвящённого коми-пермяцкому фольклору, которое ведут два университета – ПГНИУ и ПГГПУ. На него есть федеральный грант. Перед учёными стояла задача собрать коми-пермяцкую лексику – названия одежды, растений, мифологических персонажей. Такие наименования сильно варьируются в диалектах. И пока ещё есть носители языка, нужно их записывать. Собранные фольклорные истории оказались настолько поразительными, что мы решили выпустить книгу. Аутентичных, дословных, необработанных записей мифологических рассказов на коми-пермяцком языке опубликовано очень мало.

Над книгой работали пять человек. Меня пригласили на позднем этапе, когда коллеги поняли, что тексты настолько хороши, что их нужно донести до читателя целиком, в виде сборника. Для этого нужен был фольклорист, а это моя специальность. В Коми-Пермяцком округе бываю регулярно с 1999 г.

– Когда коми-пермяцкая демонология перешла из сказок в науку?

– С XIX в. исследователи фиксировали названия нечистой силы. До двадцатых годов коми-пермяцкий язык был бесписьменным, поэтому правильного написания этих слов просто не существовало. Зафиксированные исследователями наименования, записанные на русском языке, очень разнятся.

Например, есть «ваись» – водяной, а есть «вакуль» – водяной чёрт в буквальном переводе (ещё одно из наименований водяного). Есть у коми-пермяков «картаись» – дух двора, есть «ен тэдись» – знающий богов (человек со сверхъестественными свойствами, знахарь). Исконно коми-пермяцкие названия вошли в язык тогда, когда появились эти верования. Часть возникла с приходом русского населения: например, «банник» – дух бани.

Контакты русских и коми-пермяков с XIV-XV веков, когда началась русская колонизация, были очень тесными. Поэтому слова баня, бабушка, бес и многие другие в коми-пермяцком языке – русского происхождения. Есть и интересный синтез: первая половинка слова коми-пермяцкая, а вторая – русская. Например, «вэрдядь» – леший. Тут «верэ» – лес, а «дядь» – русское слово «дядя». «Вуншериха» – середина дня. Это калька с русского «полудница», добавлено другое русское окончание.

Духи места

– Кто такая полудница?

– Это персонаж коми-пермяцкого фольклора, очень похожий на русского. Это дух поля. Его представляли как женщину, обычно косматую, с большой сковородой в руках. О полуднице известно с XIX века. Но и тогда уже в неё взрослые не очень верили, а лишь пугали детей. Дух показывается, когда цветёт рожь. Цветение хлебов – это деликатное время. Крестьяне волновались за урожай и старались в поле не ходить, не шуметь. Детям говорили: «Тебя там полудница поймает, утащит, на сковородку посадит и поджарит». Дети очень боялись её.

– Кто такой ходячий мертвец?

– Если женщина слишком скучает по умершему мужу, нечистая сила под видом мужа начинает ходить к ней в дом, носить гостинцы, спать с ней. А случайно обронив вилку и наклонившись, женщина вдруг видит конские копыта.

– А как выглядит леший?

– Как пастух или странник. Он носит заплечную котомку. Но если подойти к нему близко, вдруг замечаешь, что у него нет бровей. Или глаза закрываются снизу вверх. Популярный сюжет: охотник целый день ходил по лесу без толку. Ему встречается мужичок. Говорит: «Не повезло тебе сегодня, напои-накорми меня. Расскажу, что и как». Они пьют чай, охотник выходит из лесной избушки и видит: звери столпились вокруг. А мужичок говорит: «Это мой домашний скот: рябчики – мои курицы, зайцы – собаки». У лешего большой дом, он старается заманить туда путника. Но еда на столе на самом деле – шишки и сосновая кора. А перекрестишься – всё исчезает. И ты оказываешься под ёлкой.

Во что верили?

– Лешие и домовые придуманы коми-пермяками или русскими?

– Это очень сложный вопрос. У нас почти нет источников, которые достоверно показывали бы, во что верили коми-пермяки до принятия христианства в XV веке.

– Коми-пермяки – язычники?

– Язычниками мы можем называть только те группы современных народов, которые никогда (даже формально) не принимали ислам или христианство. Такие поселения есть, к примеру, на территории Удмуртии. В Коми-Пермяцком округе их нет. Но, как и у русских, у коми-пермяков параллельно с христианскими представлениями сохранялись народные поверья. Да и христианство признаёт наличие нечистой силы. Потому священники раньше не очень и боролись с верой в русалок и леших. Вот что действительно запрещено в христианстве – так это добровольно вступать в контакт с нечистой силой. А коми-пермяки обращались к знахарям с этой целью. Например, пропадёт корова – хозяин идёт к знахарю. Тот пишет письмо лешему. Крестьяне не любили иметь дело с документами, а с XVII-XVIII вв. в их жизнь всё больше проникала бюрократия. И это наложилось на их отношения с нечистой силой. Считалось, что лешему, как чиновнику, надо писать прошения. Писали ему на бересте справа налево углём или палочкой для плетения лаптей – кочедыком. В каждом лесу у лешего было своё имя – дядя Сеня или Виктор Викторович. И обратиться нужно было правильно. Тогда леший должен был скотину вернуть. Такие записки коми-пермяки пишут до сих пор.

Ещё одна практика, которая считается специфически коми-пермяцкой, – черешлан. В некоторых районах у коми-пермяков она сохраняется до сих пор. В Гайнском районе у неё диалектное название – коечан. Когда теряется скотина или заболевает человек и болезнь нельзя вылечить в больнице – идут к черешланщику.

Знахарь берёт тряпочку, кладёт в неё хмель, монетку, завязывает в узелок, водит вокруг больного места, бормочет молитву. Заболевший кладёт этот узелок себе на полку с иконами или знахарь оставляет его у себя. За три дня должна вскрыться причина несчастья: во сне к человеку придёт святой, которому он не поставил свечку в церкви, или умерший родственник, которого он вовремя не помянул. Если ничего не приснилось, знахарь подвешивал узелок вместе с медной иконкой или с топором и называл умерших родственников, святых. На какое имя качнётся иконка, тот и рассердился. Мертвецу нужно было устроить поминки, святому поставить свечку в церкви. Элементы этой практики мы находим и у коми-зырян, и у удмуртов. Но то, в какой комплекс коми-пермяки это собрали у себя, – действительно уникально.

– Как эти верования трансформируются в современной жизни?

– Раньше у коми-пермяков было очень много сюжетов, связанных с водяными. Но водяные мельницы исчезли в пятидесятых годах прошлого века. И рассказов о том, как к мельнику приходили водяные черти, почти не осталось. Часть коми-пермяцкой мифологии уходит на наших глазах. Но вера в колдовство, знахарей остаётся. А коми-пермяцкие знахари продолжают лечить. В 90-е годы некоторые из них прошли курсы экстрасенсов и упоминают об этом «для статуса». А лечить могут по старинке – как лечили бабушки.

ДОСЬЕ
Светлана Королёва. Кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы ПГНИУ. Окончила Пермский госуниверситет. Руководит лабораторией теоретической и прикладной фольклористики Пермского государственного университета. Автор научных работ по фольклористике, в том числе коми-пермяцкой.

Газета "Аргументы и факты - Пермь"

  

Автор: Наталья Стерледева

Возврат к списку



Ваше имя:  
Ваш E-Mail:  
Введите Ваше сообщение

Смайлики
Широкая улыбка  С улыбкой  Печально 
Удивленно  Здорово  Поцелуй 
Смущенно  Очень грустно  Овации 
Восклицание  Идея  Смех 
Улыбка  Друзья  Kisss 
Так держать  Въедливый читатель  Застрелюсь 
Игрок  Помогите!  Гнев накипает 
Тормоз  Щас как позвоню!  Так писать нельзя 
А мне так весело!  Дикий восторг  Почта пришла! 
Давай дружить  Примите скромный знак признательности  Всегда готов! 
Где беда? Лечу на помощь!  Расскажи мне правду, ромашечка...  И всё хорошо! И жизнь хороша! 
Ай да я и молодец!  Сдаюсь!!!  До скорой встречи! 
Здорово 

Закрыть все теги
Открытые тэги:    

Для того чтобы вставить цитату с этой страницы, выделите её и нажмите на ссылку "Цитировать".
 Вы хотите разрешить смайлики в этом сообщении?

Загрузить изображение для этого сообщения


Защита от автоматических сообщений:
Подтвердите, что вы не робот: 
Защита от автоматических сообщений






Календарь праздников
28
марта
2024


Архив публикаций
[Error] 
Call to undefined function ereg() (0)
/var/www/finnougoria.ru/bitrix/components/finnougoria/news.calendar/component.php:14
#0: include
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:607
#1: CBitrixComponent->__includeComponent()
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:684
#2: CBitrixComponent->includeComponent(string, array, boolean, boolean)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/main.php:1072
#3: CAllMain->IncludeComponent(string, string, array, boolean)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/templates/finnougoria/block/block_calendar_publication.php:33
#4: include(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/main.php:1419
#5: CAllMain->IncludeFile(string, array)
	/var/www/finnougoria.ru/news/publication/sect_inc.php:3
#6: include(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/components/bitrix/main.include/templates/.default/template.php:17
#7: include(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component_template.php:790
#8: CBitrixComponentTemplate->__IncludePHPTemplate(array, array, string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component_template.php:885
#9: CBitrixComponentTemplate->IncludeTemplate(array)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:776
#10: CBitrixComponent->showComponentTemplate()
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:716
#11: CBitrixComponent->includeComponentTemplate()
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/components/bitrix/main.include/component.php:280
#12: include(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:607
#13: CBitrixComponent->__includeComponent()
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:684
#14: CBitrixComponent->includeComponent(string, array, NULL, boolean)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/main.php:1072
#15: CAllMain->IncludeComponent(string, string, array)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/templates/finnougoria/footer.php:29
#16: include_once(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/include/epilog_before.php:93
#17: require(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/include/epilog.php:2
#18: require_once(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/footer.php:4
#19: require(string)
	/var/www/finnougoria.ru/news/publication/index.php:150
#20: include_once(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/include/urlrewrite.php:184
#21: include_once(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/urlrewrite.php:2
----------