Так сложилось географически и исторически, что под одной крышей Приуралья живут бок о бок представители разных национальностей из числа коренных народностей Крайнего Севера. Обитатели лесной зоны - ханты, тундровики - ненцы и коми. О единстве северных народов и его исторических предпосылках рассказал краевед Гаврил Лаптандер.
- Нередко на стойбищах можно увидеть такую картину: рядом стоят чумы хантов, ненцев и коми, - говорит работник районного краеведческого музея. - А это уже определяет и смешение браков. Яркими примерами "смешанных" семей являются Филипповы.
Ханты и ненцы по сей день исповедают язычество, коми - христианство. Но и это не помешало традициям, укладу жизни и языкам слиться в единое целое. Элементы упряжи в тундре называют в основном на ненецком языке. Например, "пелей-иня" - так называют вожжи все оленеводы.
- В тундре, - говорит Гаврил Алексеевич, - особенно видно, что народы живут одной семьей. В нашем районе я никогда не видел случаев национальной дискриминации.
В XVIII веке Российское государство начало расширение своих границ на север. Русские географы назвали культовое место кочевников - крайнюю северную точку Урала - Константиновым камнем. В это же время они и завезли русскую письменность коренному населению. Уже значительно позже, в 20-30-х гг. прошлого столетия, административно-территориальное деление определило соседство четырех национальностей - ненцев, коми, ханты и русских. Ни тогда, ни сегодня люди не испытывают неудобства от данного соседства.
Александра Давыдова, ИА "Приуралье", специально для ИГ "Ямал-Информ"