На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация

Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова
"Финно-угорский культурный центр
Российской Федерации"













Календарь

Выставка "Тунгуда"

08.10.2008 09:11

Республика Карелия славится небольшими деревнями с богатыми духовными традициями. Каждая из них вносит свой ценный вклад в развитие мировой истории и культуры. Деревня Тунгуда Беломорского района, некогда волостной, а затем и районный центр, сегодня уже не так населена как в былые времена. Всего 40 человек продолжает считать ее своим домом. Однако своей родиной Тунгудскую Карелию назовёт гораздо больше людей. Компаково, Берёзово, Лужмаваракка, Келляваракка, Сиговаракка, Лукин Остров – эти деревни, погибшие в 50-е годы как "неперспективные", существуют уже только в воспоминаниях. Устояли и продолжают существовать Тунгуда, Кевятозеро, Ушково, Машозеро.

"Тунгуда – малая родина" - так назвали местные жители проект по возрождению духовной жизни и богатого культурного наследия своей деревни. Начинание тунгужан поддержала Карельская молодёжная общественная организация "Триас", откликнулись местные и республиканские власти в лице Администрации Беломорского муниципального района и Министерства Республики Карелия по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями. Откликнулись финские партнеры из Карельского просветительского общества (Karjalan sivistysseura).

Благодаря координации усилий в декабре 2007 года в Тунгуде открыли Народный дом им. Геннадия Ивановича Гужиева. Этот сельский учитель слыл среди односельчан настоящим интеллигентом и знатоком карельской культуры. Именно благодаря его инициативе открытие музея стало возможным. Задолго до его основания Г.И. Гужиев собирал материалы об истории края, о его почётных жителях. Был собран значительный архив, посвящённый жизни и творчеству заслуженного артиста Национального театра Карелии, выходца из дер. Березово Александра Ивановича Щелина.

Когда в 2005 году погиб Геннадий Гужиев, дело его продолжало жить. Анастасия Чубурова и Валентина Неменок дополнили и преумножили коллекцию музея и сделали его достоянием всех жителей и туристов. Сегодня в народном доме проводят праздники, получают пенсию, голосуют на выборах, читают свежую прессу. Несмотря ни на что, слышна в народном доме и карельская речь.

Жители деревни и соседнего посёлка Новое Машозеро водят своих сыновей и внуков в народный дом, показывают старые фотографии, рассказывают потомкам о жизни и подвигах прославленных тунгужан.

Богатая история даёт возможность гордиться своей малой родиной.

До сих пор хранит Тунгудская земля свидетельства порой драматических исторических событий, столкновения разных культурных традиций, их соседства и взаимообогащения. Первопоселенцы саамы оставили след о своём пребывании в археологии и топонимах тунгудских деревень. Следы беспрерывных набегов «ruočči», т.е. шведов и финнов в 16 веке находят местные жители в своих огородах, выкапывая старинные скандинавские кольца, монеты, кусочки керамики.

Близость русских поселений Поморья, Соловецкого монастыря имела несомненное влияние на карельское население Тунгудской волости и в отношении его к христианской религии.

В виду близости центров тяги раскольнического движения, Выгозерского общежительства, находил приют и среди карельских крестьян раскол, который мог свободно укрываться здесь от светского образования и от воздействия правительства.

Старообрядчество оказало сильное влияние и на архитектонику карельских деревень. Пожилые, старые люди, будучи староверами или став ими недавно, часто отделялись от семьи и жили отдельно в кельях. Кельи чаще всего строились в деревне, рядом со своим домом. В Тунгуде было много келий, и по сей день сохранилось порядка пяти.

Большое влияние для встречи культур играли отхожие промыслы и временные миграции местного населения. Женщины ходили работать няньками в поморские села, мужчины Тунгудского района уходили на рыбный промысел в Белое море. Многие уходили на Мурман, к берегам Норвежского моря. Ездили торговать на рождественскую ярмарку в Шуньге, на осеннюю – в финляндский город Каяни. Так карелы учили русский и финский языки, узнавали русские народные песни и обогащали ими своё поэтическое наследие.

На заре советской власти Тунгуда стала одним из центров сопротивления, которое назвали позже белофинским. Вместо гражданской войны местные жители брали кошель, наполненный провиантом, и уходили в лес, подальше от противной им войны. Поэтому здесь эта война имеет особое название – Kesselivoina – "Кошельная война".

После победы большевиков наиболее зажиточные крестьяне ушли в Финляндию. Тех, кто не успел бежать, раскулачили и сослали. В эпоху сталинских репрессий Сандармох стал последним пристанищем для многих «врагов народа».

С тех пор начался процесс угасания карельской деревни.

В 1905 году в Тунгудской волости насчитывалось 26 деревень с населением 1927 человек, множеством сельхозугодий, выпасов и скота. В 2003 году осталось 3 деревеньки с общим числом постоянного населения 90 человек. Из них карелов по национальности – самое меньшинство. При этом сельхозугодий почти не осталось, как не осталось и крупного рогатого скота.

Богатая и трагическая история стала предпосылкой для развития в крае богатого устного народного творчества. В коллекции собирателей тунгудского фольклора представлены все жанры, в том числе эпические песни калевальской метрики. Из-за удалённости края от дорог и ряда других причин не пришла вовремя на тунгудскую землю нога исследователя-фольклориста. Но даже то, что удалось собрать, и что легло в основу сборника «Устная поэзия тунгудских карел» Александры Степановой, позволяет нам судить о некогда богатом и разнообразном мире устного поэтического творчества местных карел.

Устная поэзия вобрала в себя традиционное христианство, традицию староверов, пережитки дохристианских верований, наследия саамов, культурные параллели поморов, торговлю с финнами и шведские набеги. Многоплановая культура отражена в архитектуре деревни: здесь есть карельские пятистенки, старообрядческие кельи, привезенные из Поморских сёл дома. Уникальные находки и рассказы старожилов хранят еще много интересного. И даже финская пуля оставшаяся со времен Второй мировой войны в доме местного крестьянина Сергея Митрофанова – свидетельница истории Тунгуды.

Выставка "Тунгуда" в музее-заповеднике "Кижи" открывает мир этой деревни столичному жителю. Здесь вы найдёте исторические материалы из коллекции Народного дама им. Г.И. Гужиева и работы фотохудожника Василия Петухова, отражающие современный взгляд на размеренную жизнь Тунгудской Карелии.

Информация предоставлена Информационному центру "Финноугория" Алексеем Цыкаревым


  

Возврат к списку

 





Календарь праздников
25
апреля
2024














Документы



Фотоальбом





Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.



Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: [email protected]