Художники из Чебоксар, Тюмени, Орла, Москвы, Подмосковья, Хабаровского края и Белоруссии стали участниками XVI международного Кокелевского пленэра, который в этом году посвящён двум метрам отечественного искусства – уроженцу Чувашии, живописцу Алексею Кокелю и нашему земляку, скульптору Степану Нефёдову, известному в мире под псевдонимом Эрьзя.
Кстати, судьбы художников отчасти похожи.
Кокель Алексей, родившийся в многодетной крестьянской семье в селе Тарханы Буинского уезда Симбирской губернии — один из первых представителей чувашского народа, сумевший получить художественное академическое образование в Санкт-Петербурге.
Затем, с 1916 года трудился на Украине, принимал участие в становлении художественных объединений и развитии системы художественного образования. В годы Великой Отечественной войны и немецкой оккупации Кокель с супругой оставался в Харькове. После войны и до конца жизни занимался живописью и преподавал в Харьковском художественном институте. Его произведения хранятся в музейных собраниях Киева, Харькова, Донецка. Значительная коллекция его графики и живописи, включая работы академического периода, находится в Чувашском государственном художественном музее.
И в родных для Алексея Афанасьевича Тарханах создан небольшой мемориальный сельский музей и уже втрое десятилетие организуются творческие симпозиумы современных художников.
В этом году участники пленэра работали над этюдами не только в Чувашии, но и посетили родину Степана Эрьзи в Мордовии, пообщались с жителями ардатовского села Баево. Тем более, Баево находится на границе с Чувашией. И, как известно, крестили Стёпу Нефёдова в Покровской церкви села Ахматова, ныне Алатырского района Чувашии.
Приехали гости в Баево не с пустыми руками – с этюдниками и красками. И кроме экскурсии по дому-музею выдающегося скульптора и сельскому центру культуры, где экспонируют копии произведений Эрьзи, гости успели написать несколько работ с натуры. Например, заведующей баевским музеем Светлане Ладяшкиной предложили выступить в роли модели. Одевшись с национальный эрзянский костюм, она терпеливо позировала, присев около зыбки, изображая маму будущего гения.
"Известия Мордовии"