На Ямале до 2016 года планируется создать систему сетевого взаимодействия для всех кочевых школ и детских садов, электронную библиотеку, адаптированную для кочевого образования, и мультимедийную продукцию для работы с детьми в местах кочевий.
Кроме того, планируется разработать перечень оборудования, необходимого для оснащения кочевого образования. Об этом директор департамента образования ЯНАО Ирина Сидорова сообщила на совещании по вопросам развития образования в местах кочевий в автономном округе, которое прошло в Салехарде в режиме видеоконференции.
Глава ведомства отметила, что до 2016 года также планируется улучшить нормативно-правовую базу, в том числе разработать требования к кочевым школам по оснащению учебного процесса, а также продолжить апробацию программ по национальным видам спорта.
Говоря о проблемах школ-интернатов, Ирина Сидорова отметила отсутствие той среды, которая бы соответствовала национальным традициям и обычаям, включая традиционное питание. Но главное - календарь жизни кочевых семей не соответствует периоду обучения в школе, что на полтора-два месяца сокращает учебный год, а это не может не сказаться на результатах обучения. Для преодоления этих проблем и создано кочевое образование, которое позволяет дошкольникам и детям младшего школьного возраста обучаться без отрыва от семьи.
С мая прошлого года в округе созданы условия для развития кочевого образования и школ-интернатов, накоплен опыт в организации обучения в местах кочевий. В этом учебном году в Приуральском, Тазовском, Пуровском и Шурышкарском районе в местах кочевий работают восемь детских садов, в которых занимаются пятьдесят три ребенка воспитанника в системе кочевого дошкольного образования, в Надымском районе восемь детей занимаются в системе кочевого дополнительного образования. В Приуральском районе тридцать один человек получает образование в начальной кочевой школе. Выделены двадцать восемь миллионов рублей на закупку модульных детских садов и кочевых школы.
Изданы пять учебно-методический пособий для кочевых учителей и воспитателей, в том числе рюкзачок для малышей "Ямалко" из восьми миникнижек и "Предшкола" из четырех пособий. В Ямальском многопрофильном колледже ведется подготовка кочевых воспитателей и учителей.
Кроме того, на стажировочной площадке в Пуровском районе прошли обучение семьдесят человек по развитию кочевого образования и улучшения работы школ-интернатов, предпрофильной и профильной подготовке детей с участием агропромышленных предприятий. "Но главный результат в том, что большая часть тундрового населения готова к обучению детей в кочевой форме, особенно в системе дошкольного кочевого образования. Это позволяет лучше подготовиться к школе и иметь лучшие успехи в самой школе", - отметила руководитель профильного департамента.
В работе совещания участвовали руководители окружных департаментов образования, внутренней политики, науки и инноваций, по делам коренных малочисленных народов Севера, физической культуре и спорту, развитию агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия. Они говорили о проделанной работе своих ведомств. Так, департамент по делам КМНС создал портал народов Севера и готовит перечень художественной литературы для перевода на национальные языки. Создана рабочая группа по реформированию хантыйского языка. Было отмечено, что в округе нет готовых карт маршрутов каслания оленеводов. По итогам работы участники совещания определили основные этапы деятельности и перспективы развития кочевого образования.
ИА "Север-Пресс"