$APPLICATION->ShowPanel();

Селькупы и ссыльные немцы десятилетия живут бок о бок

19.02.2008 16:25

Идея толерантности и уважения к людям иных национальностей, их культуре и традициям пронизывает фильм «Наследие земли сибирской», презентация которого состоялась в томском Доме искусств.

Создатели фильма - молодые российские немцы из организации «Югендблик» и представители правового информационного центра коренных малочисленных народов Севера «Коголика». В своём фильме они проследили историю формирования дружбы между сибирскими этносами и немцами-переселенцами.

По сюжету фильма, ссыльные немцы на севере Томской области впервые появились в годы Второй  мировой войны. Как ни странно, местные жители отнеслись к ним весьма дружелюбно. «У нас в голове даже мысли не было, что они враги народа. Мы воспринимали переселенцев как людей, пострадавших от произвола властей», - рассказывает Илларион Ижинбин, житель села Парабель.

Голодных, оборванных ссыльных привозили на пустые необжитые места. И пришлось бы им туго в суровом сибирском краю, если бы не коренные жители, которые помогали рыть землянки, делились продуктами, одеждой, предметами обихода. Во многом благодаря коренному населению да своему природному трудолюбию они и выжили.

- Жители Парабели всегда были гостеприимными. Некоторые семьи даже брали немцев в дом на постой, кормили их, - рассказывает Александр Карлов, глава администрации Парабельского района. – Но и немцы на печи не лежали, отрабатывали кусок хлеба – помогали вести хозяйство.

По свидетельствам старожилов, немцы охотно перенимали опыт сибиряков: ходили в тайгу за зверем и дикоросами, учились плавать на обласке, рыбачить, выделывать шкуры. Постепенно обзаводились добротными домами и земельными участками. Причём и то, и другое у них было в образцовом порядке. Считается даже, что немцы привили местному населению культуру рачительности, чистоты.

Разность менталитета не стала помехой для любви – русские, селькупы, ханты, немцы заключали смешанные браки. «Хорошо, что авторы фильма затронули эту деликатную тему, - считает Зоя Игнатенко, сотрудник областного краеведческого музея. – Ведь межэтнические супружеские союзы – верный признак того, что в данном сообществе нет и намёка на расовую неприязнь».

Так исподволь происходило взаимопроникновение разных культур, и от этого они становились богаче и многограннее. При этом каждому этносу удалось сохранить своё национальное лицо. Не зря же коренные жители томского Севера и российские немцы изучают родной язык, возрождают старинные обряды, песни и танцы. А совместный фильм стал наглядным подтверждением их интереса к национальной культуре и истории.

Газета "Томский вестник" (Томская область) № 30, от 19 февраля 2008 года, Ольга Ярусова


Возврат к списку

 



© Филиал ГРДНТ "ФУКЦ РФ", 2007-2024 www.finnougoria.ru