Из поколения в поколение способы гаданий на святки претерпевают изменения в сторону упрощения.
Как рассказала "Комиинформу" кандидат филологических наук, руководитель Центра фольклорных исследований Сыктывкарского госуниверситета Татьяна Канева, тому есть простое объяснение – в условиях городской жизни сложно осуществить многие из них, например, гадать в бане, установив зеркала. "Наши предки верили, что для получения истинного ответа необходим контакт с потусторонней силой. Для этого необходимо было перейти границу с другим миром. Она находится на перекрестках дорог и в банях, которые раньше всегда устанавливали на окраине домашнего хозяйства. В нынешних условиях бани возводятся в самом городе, кроме того, здесь слишком большая концентрация энергии из-за огромного количества людей", - отметила она.
Иным становится и отношение к гаданию: если раньше сеансы связи с потусторонней силой воспринимали более серьезно, то сегодня – это больше приятное времяпрепровождение. Выбираются более легкие способы, не требующие особых затрат, например, гадание на жженой бумаге, предметах быта, продуктах питания, кольцах, зеркалах, картах, по движущемуся блюдцу. Изменяется также предмет вопроса. Любовные переживания уступают место предстоящим экзаменам и проблемам на работе.
По словам Татьяны Каневой, традиционные формы святочных гаданий сохранились в основном в двух муниципалитетах - Усть-Цилемском и Ижемском районах, местностях с наиболее выраженной самобытной культурой. Жители именно этих сельских районов до сих пор пользуются самыми древними способами узнать свое будущее: они применяют гадание на решете и так называемые, "выслушивание" и "высматривание". Первый способ направлен на определение того или иного человека, второй предполагает подслушивание разговоров под окнами чужого дома, звуков, издаваемых животными, людьми, ударом предметов, звоном колокольчиков с целью прояснения своего будущего. Аналогично трактуются объекты, увиденные в зеркале и воде.
ИА "Комиинформ", Валентина Гончарова