На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация

Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова
"Финно-угорский культурный центр
Российской Федерации"













Календарь

Десять лет назад был принят Закон "О языках народов Республики Башкортостан"

17.02.2009 14:14

Закон Республики Башкортостан "О языках народов Республики Башкортостан" был принят десять лет назад. Он определил условия сохранения и равноправного развития языков народов Башкортостана. В соответствии с ним на территории республики обеспечивается развитиe национальных языков, двуязычия и многоязычия.

Минувший год Генеральная Ассамблея ООН объявляла Годом языков. Он прошёл под лозунгом: "Языки важны!". В рамках мероприятий, посвящённых ему, в марте 2008 года в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоялась презентация Башкортостана и языковой национальной политики, проводимой в республике. Эксперты признали, что опыт Башкортостана является уникальным и требующим всестороннего изучения.

В ЮНЕСКО считают, что большинство языков планеты нуждается в защите. Сегодня на 96 процентах общего количества языков говорит всего лишь четыре процента населения планеты. Через несколько поколений более половины из приблизительно 6700 языков могут исчезнуть из-за того, что они не используются в делопроизводстве, образовании и средствах массовой информации. В среднем каждые 15 дней из обихода уходит один язык.

Между тем, в России минувший год в вопросах языковой политики обозначился совсем другими тенденциями. В течение года велась разработка новых образовательных стандартов, существенно ограничивающих, а на практике - делающих невозможным изучение и преподавание родных языков.
      
В декабре 2007 года были приняты поправки в Закон об образовании, в соответствии с которыми из учебного процесса исключён регионально-национальный компонент, в рамках которого велось обучение родным языкам, истории, культуре и литературе родного края.
      
В последней редакции Закон об образовании по прежнему декларирует право граждан на получение основного общего образования на родном языке, а также изучение государственных языков республик в составе Российской Федерации. С другой же стороны, вводятся механизмы, существенно ограничивающие декларируемые права.
      
Так, например, разработанные Министерством образования и науки РФ проекты базисных учебных планов оказываются неприемлемыми для многонациональных республик. В учебных планах для школ с русским языком выделено три часа на изучение родного языка и не предусматривается изучение государственного языка субъектов РФ, истории и культуры региона. В учебных планах для национальных школ предложенное количество часов на изучение русского языка и литературы почти в два раза меньше количества часов, отведённых на изучение родного языка, что также является неприемлемым. И, наконец, третий вариант учебных планов вообще не предусматривает изучения родных языков.
      
По новому Закону РФ органы управления образования субъектов РФ лишаются права формировать содержания образования, поэтому вполне можно ожидать, что большинство школ будут выбирать (новый закон даёт им такое право) третий вариант учебных планов. И дело вовсе не в отсутствии сознательности у руководителей и попечителей школ. Министерство образования РФ поставило учебные заведения в такие условия, что изучение родных языков и культуры становятся невозможными. Так, например, итоговая государственная аттестация проводится по всем предметам, кроме родных языков. Более того, она должна проводиться только на русском языке. Эта директива противоречит статье 6 Закона РФ "Об образовании", обеспечивающей право учащихся обучаться и, соответственно, сдавать итоговые экзамены на родном языке. Введение Единого государственного экзамена и обязательных экзаменов по математике и русскому языку (которые проводятся только на русском языке) также не ведут к повышению роли родных языков. Очевидно, в таких обстоятельствах и родители, и школьники, и учителя будут стремиться к тому, чтобы обучение велось именно на русском языке. Другим фактором, оказывающим негативное влияние на изучение родных языков, является перевод школ на подушевое финансирование. Можно ожидать, что в первую очередь будут сокращаться ставки преподавателей родных языков.
     
Последние законодательные инициативы депутатов в области образования, а также деятельность Министерства образования РФ могут поставить крест на достижениях, которые удалось добиться в сфере языковой политике в Республике Башкортостан.
      
На сегодняшний день в школах республики изучается 14 языков: башкирский, русский, татарский, чувашский, марийский, удмуртский, мордовский, немецкий, украинский, белорусский, латышский, польский, еврейский, армянский. На шести языках - башкирском, русском, татарском, чувашском, марийском, удмуртском - организовано обучение. Обучение на родном языке осуществляется в 1279 школах, в том числе в 775 школах - на башкирском, в 357 школах - на татарском, в 100 школах - на марийском, в 25 школах - на чувашском, в 22 школах - на удмуртском языках.
      
На родном башкирском языке обучаются 39,3 процента учащихся, на родном татарском языке - 8,9 процента учащихся, на родном марийском языке - 22,2 процента, на родном чувашском языке - 6,2 процента, на родном удмуртском языке - 9,1 процента учащихся. Среди всех учащихся нерусской национальности доля учащихся, обучающихся на родном языке, составляет - 16 процентов, среди учащихся, шести национальностей, на языках которых организовано обучение, - 23,3 процента. Шесть языков - мордовский, немецкий, украинский, белорусский, латышский, польский - изучаются как предмет. Еврейский и армянский языки изучаются в воскресных школах.
      
В Республике Башкортостан удалось добиться, что 72,4 процента учащихся нерусской национальности изучают свой родной язык, а 99 процентов учащихся изучают башкирский язык как государственный.
      
С целью выявления талантливых, одарённых детей и повышения престижа родных языков в республике ежегодно проводятся олимпиады по русскому, башкирскому, татарскому, чувашскому, марийскому, удмуртскому языкам. Традицией стали ежегодные республиканские конкурсы сочинений по родным языкам. На последний конкурс было направлено 737 работ школьников на 10 языках. Ведётся большая работа по укреплению учебно-материальной базы преподавания родных языков: оборудовано 3544 кабинета родных языков.    
      
Руководство Башкортостана активно выступает за сохранение этнокультурного компонента. Президент Башкортостана Муртаза Рахимов выразил своё мнение по поводу исключения национально-регионального компонента из образовательного стандарта в ходе работы большого августовского педсовета. "Мы убеждены, что региональный компонент должен быть восстановлен. Считаю, что его следует устанавливать не в Правительстве Российской Федерации, а федеральным законом об образовании, как это и было раньше". Активную позицию по данному вопросу заняли национально-культурные организации Башкортостана, общественность республики.
      
Преподавание по новым образовательным стандартам начнётся уже с 1 сентября текущего года. Остаётся надеяться, что до этого времени федеральные органы власти прислушаются к голосу регионов.

ИА "Башинформ", Булат Юлбарисов


  

Возврат к списку

 





Календарь праздников














Документы



Фотоальбом





Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.



Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: [email protected]