На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация

Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова
"Финно-угорский культурный центр
Российской Федерации"













Календарь

Юноша-ханты и девушка-мишнэ (Хантыйская сказка)



   В небольшой деревеньке на берегу Малой Оби жил-был юноша-ханты. 

   Мать с отцом у него давно умерли, а он остался на попечении двоих старших братьев. Съездит ли сирота на рыбалку – ни единой рыбки не привезёт. Сходит ли на охоту в лес – с пустыми руками домой возвращается. 

   Поэтому невзлюбили его снохи, начали собирать сплетни о нём и доносить их до своих мужей.

   Однажды поздним зимним вечером уставшие братья возвратились домой после неудачной охоты. Жёны встретили их, накормили-напоили и снова пожаловались на сироту:

– С этого времени мы кормить его больше не будем. Никакого толку от него нет: рыбу он не ловит, зверя никакого не добывает.

   Мужья молча выслушали их и, не задумываясь о жизни своего младшего брата, ответили:

– Ну что ж, если мало еды, если чаю не хватает, то можете его не кормить!

   На следующий день с раннего утра сирота поехал на рыбалку – ничего не поймал. После полудня пошёл на охоту в лес – вечером опять вернулся с пустыми руками.

   С этого дня снохи совсем перестали его кормить. Так он прожил голодным два-три дня: а есть, ох, как хотелось.

   «О, светлый день2, – взмолился юноша про себя, – мои родители умерли, куда же мне пойти, братья совсем позабыли про меня, а их жёны перестали даже кормить?!»

   В одно солнечное утро он вышел из дому, немного постоял возле крыльца, посмотрел на другую сторону сора3 и своим глазам не поверил: перед ним стояла новая рубленая из сосновых брёвен изба, и сверху она вся блестела. «Схожу-ка я туда, что это за изба такая?» – подумал сирота и пошёл.

   Дойдя до крыльца неизвестного дома, он остановился, потоптался на одном месте, постоял на улице.

– Зайду-ка я внутрь избы, какие-то люди, наверное, здесь проживают?

   С такими мыслями он вошёл в дом и встал у порога.

– Ох, хотя бы чаем меня напоили: есть так хочется!

   В это самое мгновение из одной комнаты навстречу ему вышла молодая девушка.

   То, о чём думал юноша, тут же вошло в её мысли4, и она приветливо сказала:

– Что же ты у порога-то стоишь, проходи да присаживайся, гостем будешь!

– Ох, чаем бы она меня напоила, есть так хочется!

   И вновь то, о чём он подумал, перешло в девичьи мысли.

   Она поставила на стол перед ним разную еду, и он начал есть.

   Как только сирота наелся-напился, девушка попросила:

– Ты бы сейчас сходил в лес на охоту!

   Тут юноша глубоко призадумался и мысленно сказал: «У меня даже плохонькой охотничьей лопатки нет, ни лука, ни стрел я не имею. Чем же зверя пойду добывать? Да и зверя-то этого я никогда раньше добыть не мог, как же его сейчас добуду?»

   Тогда она снова обратилась к нему:

– Ну, иди же, иди на охоту, что сидишь на одном месте?

   Услышав её просьбу второй раз, юноша молча вышел на улицу.

   Он был очень удивлен, когда у правого края избы увидел прислоненное к стене все снаряжение промысловика: новую охотничья лопатку, еловые лыжи с оленьим камусом, трёхслойный лук с тетивой из лосиных сухожилий, всякие стрелы на зверя и дичь, а также красиво сшитый мужской пояс5 с узорчатыми ножнами и длинным узким ножом.

   Подпоясался сирота, приготовился на охоту и отправился в лес.

   Долго ли, коротко ли он охотился, к вечеру возвратился.

   В этот раз сам  себя не узнал: его широкий кожаный пояс в три ряда был обвешан соболями разных мастей.

   Юноша снял с себя охотничье снаряжение, разделал свою добычу.        

   Его снова накормили-напоили.

   Проснулся на следующее утро: поел-попил.

   Девушка опять попросила его:

 – Сходи-ка ты в купеческую лавку, купи три красных шёлковых платка и три красных шёлковых рубашки!

   Сирота впал в задумчивость и мысленно проговорил: «Я даже не слышал, где находится та купеческая лавка. Как же её найду?»

   Девушка прочитала его мысли и сказала:

– Ну, что же ты сидишь, иди, иди и на своём пути наткнёшься на эту лавку.

   Делать нечего, вышел юноша из дому. Долго ли, коротко ли шёл, увидел большой красивый дом. Зашёл в него и, поторговавшись с купцом, купил три красных шёлковых платка и три красных шёлковых рубашки. С этими покупками юноша отправился обратно и отдал их хозяйке.

   Она развернула платки и рубашки, осмотрела их и, оставшись довольной товаром, пригласила его к столу:

– Ну, теперь присаживайся да пей чай!

   В то время, пока он чаёвничал, с улицы в дом вошли три менква-мужчины и три менква-женщины6. Не на шутку перепугался юноша при виде огромных лесных великанов, а они стоят перед ним и облизываются, вот-вот схватят и разорвут его на части.

   Взмолился сирота про себя: «О, светлый день, вот тут-то меня и съедят!»   

   Тогда девушка встала около него и сказала менквам:

– Не трогайте вы его, пусть он спокойно чай пьёт!

   С этими словами она развернула три красных шёлковых рубашки и одела их на трёх менквов-мужчин. Затем достала три красных шёлковых платка и накинула их на головы трёх менквов-женщин.

   После того, как лесные великаны были одарены, хозяйка обратилась к ним:

– С этих пор и на будущее запомните: пока мужчины и женщины-ханты живут на этой земле, человеческий род не иссякнет, и вы не посмеете их тронуть!

   Все менквы тут же успокоились, тихо вышли из дому и удалились в лес.

   Долго ли, коротко ли так жили-поживали юноша-ханты и девушка-мишнэ. Вскоре они стали мужем и женой. Он рыбу ловит, зверя добывает, она за домом следит, кормит-поит его. Ни в чём они не нуждаются.

   Как-то приехали к ним братья со снохами и были очень удивлены радушному приему когда-то отвергнутого ими младшего брата. Гости тут же были посажены за стол, ломившийся от еды, одарены подарками и расположены на отдых.

   И до сегодняшнего дня юноша-ханты и девушка-мишнэ живут в любви и согласии.

   И если на их жизненном пути бросить иголку, то и она на виду у всех останется лежать7.     



Примечания:

1 мишнэ – лесная девушка-доброжелательница, посылающая людям удачу в рыбной ловле и на охоте или лесная фея

2 О, светлый день! – обращение к добру, к свету, к солнцу за помощью

3 сор – заливной луг

4 вошло в её мысли – лесная девушка имеет способность читать чужие мысли

5 мужской пояс  - юноша, достигший совершенолетия, имеет право на ношение мужского пояса с ножнами и ножом                                 

6 три менква-мужчины и три менква-женщины – менкв ( хант.менгк) – лесной великан от 3 до 5 метров ростом, обладающий недюжинной силой, часто вступающий в противоборство с человеком

7если на их жизненном пути бросить иголку, то и она видна будет – это устойчивое выражение значит, что их жизнь чиста, честна и справедлива

 г. Ханты-Мансийск,  2008 год

 

 



Назад в раздел




Календарь праздников


Фотоальбом





Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.



Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: [email protected]