На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация

Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова
"Финно-угорский культурный центр
Российской Федерации"













Календарь

Праздники и обряды



Годовой цикл крестьянина, праздники и верования были связаны с земледелием и животноводством.

День Вольбера (1 мая) считался началом лета.

Иванов день (24 июня) - день летнего солнцестояния и начала лета. В этот день приводились в порядок дом и двор, в комнаты приносили берёзки, варили пиво, ходили в баню. Начиная с этого дня заготавливали веники. Самым важным в этот день был костёр. При помощи очищающей силы огня пытались избавиться от всего плохого и в первую очередь от злых сил и духов. Около костров строили качели, устраивали различные игры на испытание силы и ловкости, пели, танцевали. Ходили искать цветок папоротника, плели венки и на ночь надевали их на голову, чтобы увидеть будущее. Росу, выпавшую в эту ночь, считали лечебной, в ней купались, её собирали и держали для лечения.

С Иванова дня начинался сенокос. В этот день готовили молочные блюда и колдовали, чтобы коровы давали больше молока. В Южной Эстонии стадо украшали букетами цветов, а пастуху давали специально приготовленный сыр. В Мульгимаа к кострам подводили животных, около костра ели жертвенную пищу - чтобы стадо росло и скотина не болела. К Иванову дню все весенние работы должны быть закончены, обязательно посажена капуста - иначе она не давала кочанов. Ходили осматривать поля, и по колосьям, собранным на чужом поле, определяли, каким будет урожай.

Дни между Ивановым и Михайловым днями - Сенной Марии (2июля), Семи братьев (10 июля), Яаков день (25 июля), день святого Лаврентия (10 августа) - можно объединить в одну группу. Все перечисленные дни были важны либо для предсказания погоды, либо для какой-то определенной полевой культуры. Яаков день (25 июля) означал конец сенокосных работ и начало жатвы. Все эти дни раньше были нерабочими. До нашего дня сохранились запреты, связанные с днём Святого Лаврентия, который был известен как бог огня.

Михайлов день (29 сентября) - день архангела Михаила - заканчивал летний период, начинавшийся с Юрьева дня. В этот день (29 сентября) убивали овцу, существовала поговорка «Для каждого барана будет свой Михайлов день». Варили пиво, накрывали богатый стол. Ездили на ярмарки и в корчму. Пастухи зажигали свой костёр. В Тартумаа и Вырумаа пастухи обводили белого барана или козу три раза вокруг камня, чтобы быстрее выпал снег. Верили в то, что с Михайлова дня волку разрешалось нападать на скотину (снимался обруч с пасти волка), поэтому животных на ночь не оставляли на улице. После Михайлова дня оживлялась и деревенская жизнь, замиравшая на время полевых работ. Начинался период свадеб, который продолжался до начала января.

Вскоре после Михайлова дня начиналось время поминовения усопших (время душ). Считалось, что в эти дни души умерших предков приходят домой. Погода в дни поминовения должна была быть туманной и безветренной, иначе души не могли обрести покой. Требовалось соблюдать тишину. Говорили, что души умерших посещают свои дома вечером. Для них топили баню, готовили самые лучшие блюда, которые оставляли в бане или прятали в других укромных местах. Существовало поверие - если душам понравятся угощения, то в доме будет счастье и удача. По оттепели или морозу в дни поминовения предсказывали погоду и будущий урожай.

Дни поминовения заканчивались Мартыновым днём (10 ноября) - днём памяти епископа Мартинуса. Этим днём заканчивался хозяйственный год и начиналась зима. К Мартынову дню должно было быть закончено трепание льна и начиналась стрижка овец. Варили пиво, делали специальные толстые колбаски. Традиция есть гуся в этот день появилась только в XX веке. Мартынов день отмечался и как мужской день: ходили в корчму, устраивали ярмарки. У эстонцев, в отличие от других народов, в этот день было принято рядиться и ходить из дома в дом, где ряженым давали угощения. Рядились обычно в мужчин (в «Мартынов»), старались одеться пострашнее и представляли часто семью, которой верховодил «Март-отец».

Следующий праздник - день Кадри (25 ноября) - день памяти святой Катерины отличался у эстонцев богатством традиций ряженья. День Кадри отмечался как женский день, и рядились в женщин, одежда была белой и чистой, ходили по домам, пели, танцевали, звонили в колокольчики, желая семье счастья.

В новом годовом цикле важным праздником был Тынисов день (день памяти святого Антония) - 17 января. Это был день середины зимы, когда «хребет зимы ломается пополам», медведь поворачивается в своей берлоге на другой бок, и в запасах должна оставаться половина кормов для скота. Именно в Тынисов день у эстонцев было много гаданий и примет, связанных со свиньями. Было запрещено прясть, чтобы у свиней не закружилась голова, штопать, чтобы свиньи не были злыми. По всей Эстонии к столу в этот день подавали свиную голову.

В Западной Эстонии серединой зимы считали Павлов день (25 января).  В Южной Эстонии серединой зимы считалось Сретенье (2 февраля), которое отмечали как женский праздник. К этому дню заканчивали прясть и начинали ткать.

Весна начинала приближаться с Мадисова дня (29 февраля). В этот день было запрещено ткать, штопать, расчёсывать волосы, возить сено и дрова.

На февраль приходилась и Масленица, которая празднуется во вторник седьмой недели перед Пасхой. На Масленицу готовили обычно гороховый или бобовый суп со свиными ножками, а в Южной Эстонии ещё и крупяную кашу. Из берцовой кости свиньи делали волчки. На Масленицу обычно вывозили на поля навоз.

Пасха - праздник яиц, праздник весны, праздник воскресения Христа отмечался после дня весеннего равноденствия. К этому празднику готовились заранее - убирали в доме, готовили блюда из молока и яиц. Общим обычаем для всех было крашение яиц.  Красили их либо луковой шелухой, либо берёзовыми листьями от веников, кроме этого использовали разные цветные ткани, дающие краску. Яйца катали, разбивали, дарили и меняли. Парни ходили по деревне собирать яйца, которыми их одаривали девушки. С пасхальных праздников молодёжь начинала ходить на качели.

Святки начинались в день Тоомаса (Фомы) - 21 декабря. С этого дня начинали приготовление рождественских блюд, ставили пиво, делали предпраздничную уборку. К этому дню должны быть закончены все хозяйственные работы. В Эстонии рождественская ёлка не была широко распространена (обычай наряжать ёлку пришёл из Германии и укоренился только к ХХ веку), в дом приносили солому и делали рождественские украшения из соломы, а также приносили в дом первый или последний сноп, оставляемый с жатвы. С соломой играли в различные рождественские игры, устраивали гадания.

В рождественскую ночь за стол садились несколько раз, чтобы еды всегда было вдоволь, на ночь еду со стола не убирали, а оставляли для «душ», которые придут домой. Окна защищали от призраков, в хлеву животным давали хлеб.

Украшенную ёлку держали в комнате с предрождественского вечера до Дня трёх королей (Крещение 6 января). С первого дня Рождества начинали ходить в гости. В это же время рядились в «козлов»: вывернув наизнанку шубу, ходили по домам, желая счастья и достатка и получая за это угощения.  Новогодний праздник появился с 1 января 1691 года, когда начало года было переведено на 1 января. Новогодние традиции включают много гаданий о судьбе. Гадали на счастье, давая петуху выбирать зерно или собаке  кость, гадали о замужестве и т. д. В первый день Нового года ходили в гости и желали счастья.

В Крещение, ходили по гостям, играли в игры, пили пиво и доедали праздничную еду. Надо было вынести солому, принести прялки. На островах и западном побережье последним днём Сочельника считался день святого Канута (7 или 13 января). В этот день не работали, мужчины ходили из дома в дом и «выгоняли кнутом праздники», пробовали пиво и уносили с собой пробки от пивной посуды.

Свадебная обрядность

Очень интересен свадебный обряд.

Свадьба продолжалась несколько дней и была тесно связана с обычаями, сложившимися в течение нескольких  столетий. По этим обычаям невеста должна была одарить всю свою новую родню красивыми подарками. Матери начинали собирать приданое для своих дочерей, когда они были ещё маленькими: «дочка по колено, сундук с приданым с пядь». Особенный размах приготовление приданого принимало перед свадьбой в период между сватовством и свадьбой. Деревенские девушки приходили на помощь невесте. В среднем к свадьбе невеста готовила более 50 пар варежек, более 100 поясов и повязок, к этому добавлялись ещё чулки и другие предметы одежды. В приданом невесты обязательно должно было быть красивое цветное санное покрывало, к которому в XX веке добавилось и кроватное покрывало.

В свадебном наряде, особенно в костюме невесты, долгое время сохранялись древние формы народного костюма. Например, на острове Муху невеста переодевалась в процессе свадебной церемонии три раза, причём каждый последующий костюм относился к более позднему периоду, пока последним не оказывался современный костюм. Девушки до замужества, т. е. до получения чепца, носили девичью повязку. На островах Сааремаа, Хийумаа северной части материковой Эстонии были и специальные свадебные венки. Центральным событием свадебного обряда было надевание невесте головного убора замужней женщины tanutamine. На материке, где девушки не носили передников, невесте, помимо чепца, надевали и передник. В дальнейшем женщина не могла «перейти без чепца улицу и без передника комнату».

Особое внимание уделялось украшениям невесты, так как они должны были оберегать её от злых сил и недоброго глаза. В Северной Эстонии было традицией, что богатый жених дарил невесте полный комплект нагрудных украшений - брошь и цепочки. Более бедные невесты одалживали украшения.

Основным событием последнего свадебного дня была раздача подарков родственникам жениха. В дом приносили свадебный сундук, в котором лежал свадебный коробок. По величине сундука и красоте узоров на нём судили о богатстве невесты.

В качестве подарков к свадьбе или обручению для невесты изготовляли пряслица, вальки для белья, кордики (деревянные ножи).

Обычаи и обряды, связанные с амбаром

В юго-западной Эстонии в амбаре держали кадушку Тыння, в Сетумаа - Пеко. Как Тыннь, так и Пеко были духами, способствующими богатому урожаю. На амбар наносили магический защитный знак от насекомых-вредителей. При уборке сусеков горсть зерна бросали обратно, чтобы «богатство не уходило из дома».

Культ хранителя дома - Тыння сохранялся дольше всего в Вяндра. Изображение Тыння могло варьироваться в зависимости от представлений мастера-изготовителя. Место хранения Тыння в доме держали в секрете. Он мог храниться в амбаре, напротив устья печки на балке. Часто сам Тыннь материально выражен не был, а существовала только кадушка, куда складывали различные подарки для него - часть от каждой хлебной выпечки, убитого животного и т. д. В случае несчастья или болезни в кадушку клали медные монеты. Про Тыння нельзя было забывать, иначе в дом приходила беда. Кадушка Тыння не горела в огне, её невозможно было повредить каким-либо иным способом. Если в семье существовала подобная кадушка, то все последующие поколения должны были оставлять там свои приношения.

Пеко, как покровителя плодородия, обычно, старались скрыть от посторонних в амбаре. В его честь справляли ритуальные празднества после жатвы, во время которых главным действием было зажигание свечей. В голове идола имеется семь отверстий для свечей.

Считалось, что Пеко принадлежали специальные «святые» деревья, под которые оставляли жертвоприношения.

Источник:

www.erm.ee/vanast/pysi/ruspages/



Назад в раздел


Ваше имя:  
Ваш E-Mail:  
Введите Ваше сообщение

Смайлики
Широкая улыбка  С улыбкой  Печально 
Удивленно  Здорово  Поцелуй 
Смущенно  Очень грустно  Овации 
Восклицание  Идея  Смех 
Улыбка  Друзья  Kisss 
Так держать  Въедливый читатель  Застрелюсь 
Игрок  Помогите!  Гнев накипает 
Тормоз  Щас как позвоню!  Так писать нельзя 
А мне так весело!  Дикий восторг  Почта пришла! 
Давай дружить  Примите скромный знак признательности  Всегда готов! 
Где беда? Лечу на помощь!  Расскажи мне правду, ромашечка...  И всё хорошо! И жизнь хороша! 
Ай да я и молодец!  Сдаюсь!!!  До скорой встречи! 
Здорово 

Закрыть все теги
Открытые тэги:    

Для того чтобы вставить цитату с этой страницы, выделите её и нажмите на ссылку "Цитировать".
 Вы хотите разрешить смайлики в этом сообщении?

Загрузить изображение для этого сообщения


Защита от автоматических сообщений:
Подтвердите, что вы не робот: 
Защита от автоматических сообщений






Календарь праздников
29
марта
2024











Фотоальбом





Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.



Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: [email protected]