На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация

Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова
"Финно-угорский культурный центр
Российской Федерации"













Календарь

Праздники и обряды



Особое место по отношению к общесамодийской занимает энецкая идеология, которую можно определить как сочетание традиционной мировоззренческой системы с шаманизмом. Энецкий пантеон демонстрирует, с одной стороны, персонажи высшего уровня соответствующие ненецким (Нга, Тодоте, Дя-Меньюо). Важнейшие из божеств анимистического пантеона - Дюбанга, давший людям оленей, и его мать Дяменю – «Мать земли». Более низкий уровень составляют многочисленные духи-хозяева природных объектов, животных, духи-помощники и покровители, которые часто атрибутировались в антропоморфном или зооморфном виде. Злые духи насылали смерть и забирали души умерших.

С другой стороны, основу традиционного мировоззрения энцев составляли представления о Матерях Природы - Земле-матери (Моу-нямы), Солнце-матери (Коу-нямы), Огне-матери (Туй-нямы), Воде-матери (Бы-нямы), которые и определяют целостность мироздания, соотношение и взаимодействие его ипостасей, место человека и его отношение к миру, трансформацию жизненности и т. п.

Сохранялись культы явлений природы, местных духов-хозяев. Им приносились жертвы - оленье мясо, деньги, кусочки сукна, их изображения помещали в особых местах в лесу, на сопках и т. п. В задней части чума за очагом хранились деревянные антропоморфные изображения предков, при перекочёвках их возили на особой священной нарте.

Энецкий шаманизм типологически соответствует общесибирскому.

Погребальный обряд. Умерших, облачённых в специальную одежду и зашитых в оленьи шкуры, отвозили на нартах в тундру, где сооружали над покойником деревянный шалаш без входа. Возле шалаша убивали оленей, вёзших погребальную нарту, оставляли имущество покойного, копьё, лодку, капкан - для мужчин, котёл, посуду, игольник, напёрсток - для женщин - все вещи в поломанном виде. В погребении принимал участие шаман. Возвращаясь в стойбище, участники похорон проходили ритуальное очищение, переступая через костёр или через убитую собаку.

Источники:
1. Васильев В.И. Ненцы и энцы // Этническая история народов Севера. - М., 1982.
2. Бытовые рассказы энцев // Труды института этнографии. 1962.
3. http://www2.childfest.ru/good/42/04/06/new_17.htm



Назад в раздел




Календарь праздников











Фотоальбом





Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.



Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: [email protected]