На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация

Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова
"Финно-угорский культурный центр
Российской Федерации"













Календарь

Религия



Христианизация не имела определяющего влияния на традиционную мировоззренческую систему, поскольку удалённость территорий, где жили энцы, сложности организационного характера, несовместимость мировоззренческих систем, не позволяли миссионерам проводить целенаправленную христианизаторскую политику. В христианство официально были обращены лесные энцы, но в основном у них сохранялись анимистические верования, согласно которым сотворение вселенной, воды, земли приписывалось духам Верхнего мира. Иногда их главой выступал хозяин неба – Нга, его мать Дя-меню называли «Матерью земли». Нижний мир по их представлениям населён злыми духами.

Сохраняются культы духов-хозяев, предков.

Особое место, по отношению к общесамодийской, занимает и энецкая идеология, которую можно определить, как сочетание традиционной мировоззренческой системы с шаманизмом. Энецкий пантеон демонстрирует, с одной стороны, персонажи высшего уровня соответствующие ненецким (хозяин неба - Нга, его мать Дя-меню «Мать земли»,Тодоте), более низкий уровень, составляют многочисленные духи-хозяева природных объектов, животных, духи-помошники и покровители, которые часто атрибутировались в антропо/зооморфном виде. С другой, основу традиционного мировоззрения энцев составляли представления о Матерях Природы — Земле-матери (Моу-нямы), Солнце-матери (Коу-нямы), Огне-матери (Туй-нямы), Воде-матери (Бы-нямы), которые и определяют целостность мироздания, соотношение и взаимодействие его ипостасий, место человека и его отношение к миру, трансформацию жизненности и т. п. Особое место принадлежало духам-хозяевам огня, воды, леса, гор, отдельных урочищ, сопок, деревьев.

По своим религиозным верованиям энцы были анимистами-шаманистами. Шаманов у них было много разных категорий, от шаманов тадобэу, имевших полное шаманское облачение и бубен, до шаманов сабодэ, не имевших ни облачения, ни бубна, специальностью которых являлось лишь препровождение душ умерших в подземное царство мёртвых.

Энецкий шаманизм типологически соответствует общесибирскому.

Формально все лесные энцы и часть тундровых до революции считались православными. Поэтому у многих энцев ещё до революции имелись русские имена и отчества. Но в целом христианство мало отразилось на культуре и мировоззрении энцев. В фольклоре энцев влияние христианства совершенно не чувствуется.

Источник:
1. Финно-угорские и самодийские народы: Статистический сборник. - Сыктывкар, 2006.
2. http://www.ethnos.nw.ru
3. http://www.indigenous.ru/russian/people/r_ents.htm
4. http://letopisi.ru/index.



Назад в раздел




Календарь праздников











Фотоальбом





Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.



Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: [email protected]