На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация

Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова
"Финно-угорский культурный центр
Российской Федерации"













Календарь

Историческая справка



История энцев обычно рассматривается в рамках общесамодийского этногенеза. В родовой этнонимике энцев, ряде элементов их культуры присутствует южносибирская традиция, которая проникает на Север с переселением в IХ и ХIII веках ряда южносамодийских родов, принимавших участие в формировании лесных ненцев и энцев. Вторым этнокультурным компонентом, который выделяется в составе энцев, является аборигенный, арктический, зафиксированный в ряде энецких преданий персонаж «Моррэдэ-нью», «охотника за дикими оленями». Влияние аборигенов, процесс ассимиляции которых южносамодийским населением был достаточно длительным, прослеживается в одежде, жилище и ряде других элементах культуры энцев. Трактовка ряда этнонимов энецких родов также говорит об участии северного, аборигенного населения в их формировании. Сложение этнической территории обеих этнотерриториальных групп энцев, вероятно, закончилось к ХVII веке. В этот период она включала обширные пространства тундры и лесотундры от бассейна Нижнего и Среднего Таза на юго-западе, до правобережья Енисея и Енисейской губы на северо-востоке для тундровых энцев. Лесные энцы расселялись в бассейне Среднего и Верхнего Таза и далее на восток до правобережья Енисея в районе рек Нижняя Тунгуска и Курейка. В русских источниках энцы упоминаются с конца XV века как молгонзеи - от монкаси-я – «земля рода Монкаси» или Муггади Отсюда возникло название русского острога Мангазея, основанного в 1601 году. В XVII веке энцы входили в состав ясачного населения Мангазейского уезда. По документам уезда выделяются две основные группы энцев: тундровые (маду, сомату, ненцы манто – роды Малк-маду, Сазо, Солда и др.), кочевавшие между нижним и частично средним Тазом и нижним Енисеем и Енисейской губой, и лесные (пэ-бай, бай – роды Ючи, Бай и Муггади), кочевавшие на верхнем и среднем течении Таза, в междуречье Таза и Енисея и на правобережье Енисея в бассейнах Хантайки, Курейки и Нижней Тунгуски.

В первой половине ХVII века на северо-востоке Западной Сибири начинается процесс изменения этнической территории энцев, связанный с переселениями селькупов и формированием их северной этнографической группы. К концу ХVII века селькупы окончательно закрепляются в бассейне реки Таз, а в ХVIII веке по обеим стронам Баихам. Взаимодействие энцев с селькупами носило различный характер: от прямых военных столкновений, до переселений на новые территории, ближе к низовьям Енисея и вхождения части энецких семей в состав селькупов. Энецкие исторические предания повествуют о военных столкновениях, в этот период времени, между энцами и эвенками и кетами.

В результате этих процессов наибольшему изменению подверглась этническая территория лесных энцев, многие родовые подразделения которых переселились вниз по Енисею. Но наиболее значительное влияние на энцев в этот период оказали их западные соседи ненцы. Уже в первой половине ХVII века тундровые ненцы оленеводы, «юрацкая каменная самоядь», в поисках новых пастбищ активно осваивают бассейн реки Таз и Низовую тундру (Гыданский полуостров), прилежащую левобережью Енисея и Енисейской губе. Согласно положению, разработанному Енисейским губернским управлением, в Туруханском отделении было образовано десять самодийских «родовых» управ, из которых две, Хантайскую и Карасинскую составляли энцы. Продвижение ненцев на запад носило достаточно ярко выраженный военный характер. Исторические повествования энцев упоминают о «трёх больших войнах», последнюю из которых энцы выиграли, но в итоге всё же были, в основном, вытеснены с левобережья Енисея и бассейна реки Таз. Продвижение обдорских ненцев на восток происходило в течение всего ХVIII века и объясняется стремлением хозяйственного освоения новых территорий.

В XVIII - начале XIX века упоминаются как енисейские самоеды. История энцев на левобережье Енисея имела свое продолжение в истории Тазовской и Береговой «инородческих» управ, образованных в Туруханском крае Енисейской губернии по реформе 1822 года, этническую основу которых составило ненецко-энецкое население. В границах этих образований некоторые группы энцев уже к началу ХIХ века практически полностью утратили этническую специфику, восприняв ненецкий язык и культуру (Береговая управа), другие, при практически полном усвоении ненецкой культурной традиции, ещё долго сохраняли язык и представления о своей этнической принадлежности (Тазовская управа). Окончательно современная этническая территория энцев стабилизировалась к середине ХIХ века.

Итогом этих процессов явилось сокращение численности и территории энцев, ограничение её, в основном, низовьями Енисея в пределах зон лесотундры и тундры, а также включение их в различные территориальные группировки, в состав которых энцы входили вместе с ненцами, нганасанами и долганами. Другой процесс, который определял этническое развитие энцев в этот период, состоял в частичной интеграции их этнотерриториальных подразделений. Лесные энцы, у ряда семей которых в ХIХ веке появляются многооленные стада, начинают кочевать в северные тундры, в пределах территории тундровых энцев, что способствовало культурному сближению обеих групп.

Этнические параметры культуры энцев традиционно фиксируются весьма неопределённо, что объясняется историческими судьбами, демографией и характером расселения этого народа. С одной стороны, можно отметить общесамодийские основы их культуры, с другой более тесные связи с нганасанами, самым самобытным самодийским народом, что и определяет специфику энецкой культуры. Немаловажное влияние на её атрибутику оказал региональный процесс становления крупностадного оленеводства (ХVIII-ХIХ века).

Численность энцев в конце XVII века составляла около 900 человек. С конца XVII века под давлением ненцев с запада и селькупов с юга энцы отступили на нижний Енисей и его восточные притоки, часть энцев была ассимилирована. С 1830-х годов группы тундровых и лесных энцев начинают кочевать вместе. Зимой 1849-1850 гг. произошло последнее столкновение между энцами и ненцами на озере Туручедо, завершившееся победой энцев. В связи с этим была окончательно проведена граница между народами по Енисею. С тех пор правая (каменная) сторона Енисея стала считаться «самоедской», т.е. энецкой, а левая (низменная) – «юрацкой», т.е. ненецкой.

Общая численность энцев в конце XIX века - 477 человек. Они входили в состав правобережной (восточное побережье Енисейской губы) и лесотундровой (район Дудинки и Лузино) территориальных общин.

Источник:
1. Васильев В.И. Ненцы и энцы // Этническая история народов Севера. - М., 1982.
2. http://www.ethnos.nw.ru
3. http://www.indigenous.ru/russian/people/r_ents.htm



Назад в раздел


Ваше имя:  
Ваш E-Mail:  
Введите Ваше сообщение

Смайлики
Широкая улыбка  С улыбкой  Печально 
Удивленно  Здорово  Поцелуй 
Смущенно  Очень грустно  Овации 
Восклицание  Идея  Смех 
Улыбка  Друзья  Kisss 
Так держать  Въедливый читатель  Застрелюсь 
Игрок  Помогите!  Гнев накипает 
Тормоз  Щас как позвоню!  Так писать нельзя 
А мне так весело!  Дикий восторг  Почта пришла! 
Давай дружить  Примите скромный знак признательности  Всегда готов! 
Где беда? Лечу на помощь!  Расскажи мне правду, ромашечка...  И всё хорошо! И жизнь хороша! 
Ай да я и молодец!  Сдаюсь!!!  До скорой встречи! 
Здорово 

Закрыть все теги
Открытые тэги:    

Для того чтобы вставить цитату с этой страницы, выделите её и нажмите на ссылку "Цитировать".
 Вы хотите разрешить смайлики в этом сообщении?

Загрузить изображение для этого сообщения


Защита от автоматических сообщений:
Подтвердите, что вы не робот: 
Защита от автоматических сообщений






Календарь праздников
29
марта
2024











Фотоальбом





Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.



Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: [email protected]