На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация

Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова
"Финно-угорский культурный центр
Российской Федерации"













Календарь

Декоративное творчество



Наибольшее массовое распространение у коми имели деревообрабатывающие ремёсла. Мебель была простой формы, несколько массивна, почти без элементов декора. Изделия расписывались редко, так как совершенная пластическая форма, красивая текстура древесины не нуждались в дополнительном декоре. Немало домашней утвари делали из дранки, ивовых и черёмуховых веток, сосновых и еловых корней. Но всё же лучшим материалом для плетения считался сосновый корень, гибкий, красивого глянцево-жёлтого цвета. Плели в основном спиральным плетением.

Излюбленным материалом у коми была береста, лёгкая, красивая, эластичная, водонепроницаемая. Изделия из бересты украшались тиснением, наложением друг на друга полосок бересты с фестончатыми краями.

Художественная обработка дерева представлена несколькими видами: объёмной и орнаментальной резьбой, церковной скульптурой, кистевой и графической росписью.

Наибольшее развитие получила объёмная резьба. Орнаментальный декор использовался в виде трёхгранно-выемчатой и контурной резьбы, мотивы которой были несложные: крестообразные фигуры, уголки, розетки. В одних случаях резные элементы организованы в горизонтальную полосу, в других они образуют сплошную, как бы мерцающую мелкоузорную композицию. Графическая чёткость и мелкий масштаб мотивов придают композициям особое изящество.

Удорская свободно-кистевая роспись (бассейн Вашки и Мезени) выполнялась сезонно работающими мастерами-отходниками. Росписью расписывались фронтоны домов, мебель, сундуки. Основные элементы росписи - это традиционный растительный орнамент: цветы, бутоны, букеты в вазонах, «дерево жизни».

Едиными для всего стиля верхневычегодской росписи являлись техника плотного кистевого мазка, слаженность колорита и своеобразная розеточная орнаментация. В зависимости от форм украшаемых предметов менялась композиция, масштабы росписи. Поверхность изделия предварительно покрывалась плотным слоем краски, как правило, мягкой тональности (красной, оранжевой, коричневой, тёмно-синей). Таким образом создавался фон, на который орнаментальная композиция наносилась чёрной, белой, голубой, жёлтой и зелёной красками ярких оттенков.

Кроме вышеперечисленных различают «подражательную» и «индивидуальную» росписи, а также росписи старообрядцев.

Основным приёмом декорирования меховых изделий у коми является мозаика - выполнение орнаментальных композиций из контрастных по цвету кусочков меха и введение в композицию разноцветных суконных и замшевых деталей.

В гончарстве у коми преобладающей техникой была лепка сосудов ленточно-жгутовым способом.

Преобладающие способы обработки металла: техника ковки и бронзовое плоско-рельефное литьё.

Привозные и местные изделия использовались для украшения женского и мужского костюмов коми. Для культур многих финно-угорских народов, в том числе и коми, в древности было характерно искусство «звериного стиля». В образах пермского звериного стиля отразились представления древних жителей нашего края о мироздании, календарные представления, культ предков, промысловые культы, идеи о продолжении рода.

На вязаных изделиях изображали орнаментальные мотивы, цветовая гамма узоров различались не только по районам, но и по принадлежности к определенному полу и возрасту.

У коми существовало несколько видов техники тканья: закладная, бранная, многоремизная, что позволяло ткать белые, цветные, орнаментированные холсты. Вышивали золотыми и серебряными нитями, часто встречалась вышивка крестом и филейная вышивка.





Назад в раздел





Календарь праздников


Фотоальбом





Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.



Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: [email protected]