На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация

Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова
"Финно-угорский культурный центр
Российской Федерации"













Календарь

Песни и танцы

Здравствуйте! - Хоу!



Энецкая музыка представлена лишь фольклорной традицией и генетически родственна музыке ненцев и нганасан. В песенной культуре – две жанровых сферы: барэ – «напев», имеющий характер индивидуальной импровизации, и кунуярэ (тундровые), кинуадэ (лесные) – «песня» – песенно-поэтическое высказывание с традиционной системой символов, иносказательных образов. Шаманские бубны, как музыкальный и ритуальный инструмент – педди (тундровые), фендир (лесные) – относятся к якутскому типу.

Энецкий бубен (педди-у энцев группы Мандо, фендир - у энцев группы Бай) имел либо круглую, либо слегка овальную или грушевидную форму; он был небольшого размера (длина продольного диаметра доходила до 50 см, поперечного - до 40 см). Обечайку делали из лиственницы шириной до 8 см. На наружной стороне обечайки укрепляли восемь столбиков (берёзовых), на которые натягивали жильные нити. Обтянутые кожей, эти столбики образовывали «шишки» (резонаторы). На некоторых бубнах полости резонаторов сообщались с внутренней полостью бубна посредством прорезей в обечайке. Обычно же в бубнах таких прорезей не было. На внутренней стороне обечайки укрепляли четыре (а иногда и больше) фигурные или простые железные скобки с подвесками из колец или звеньев цепи. На обтяжку употребляли шкуру самца дикого оленя, если шаман был мужчина, и шкуру самки, если бубен принадлежал шаманке. Перед натяжкой шкуру выделывали, выкраивали и смачивали. При этом в центре выкроенной кожи, как и у ненцев, завязывали маленький круглый камень или круглую металлическую бляху (монету) с целью сохранить запас кожи при высыхании. Кожу пришивали к краю обечайки толстой жильной ниткой; свободная кромка разной ширины (до 7 см) загибалась при этом внутрь бубна и собиралась в сборки на тонкую верёвку из оленьих сухожилий.

Внутри бубна при помощи ремешков укреплялась железная крестовина. На бубнах энцев группы Мандо центральная часть крестовины заключена в железное плоское кольцо, иногда имеющее расширения.

Колотушка (петёхо, фетёхо) берёзовая (реже еловая); она представляла собой слегка изогнутую узкую лопаточку до 30 см длины и до 5 см ширины. На ручке её вырезали лицо (куа каса) «берёзового человека» (хозяина колотушки); на узкой части делали семь зарубок, изображая этим «дыхательное горло берёзового человека». Выпуклую сторону колотушки обтягивали шкурой со лба оленя, вогнутую - окрашивали в красный цвет и разрисовывали чёрными линиями, символизирующими ветви берёзы. Имелись колотушки с лопаточками на обоих концах, похожие на двухлопастное весло.

По представлениям энцев, бубен считался шаманским ездовым оленем. Но вместе с тем он символизировал и вселенную. На наружной и внутренней сторонах обтяжки многих бубнов имелись рисунки, выполненные чёрной и красной краской. Иногда делались рисунки и на обечайке. Они состояли из линии, окаймляющей бубен по обечайке, и концентрических кругов, пересеченных линиями. Чаще рисунок изображал крестовину: две пересекающиеся линии, которые делили всю поверхность бубна на четыре сегмента.

Подставные названия, которые имели энецкие бубны, свидетельствуют о том, что бубен осмыслялся оружием шамана – «небесным луком»; «лиственничный небесный лук» - так поэтически называли энцы свой бубен.

Источники:
1. http://www.rusnations.ru/etnos/enc/photos/
2. http://www.sati.archaeology.nsc.ru/ethno/?n=16&p=6



Назад в раздел






Календарь праздников


Фотоальбом





Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.



Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: [email protected]