На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация

Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова
"Финно-угорский культурный центр
Российской Федерации"













Календарь

Социальный институт

Ӈaни' торова! - Здравствуйте!



Ко времени присоединения территории ненецких тундр к Российской империи (конец XVI – начало XVII века) родовой строй у ненцев находился уже в стадии разложения, однако, многие пережитки его сохранились вплоть до Октябрьской социалистической революции и позднее.

Основной социальной ячейкой ненцев в конце XIX века был патриархальный род еркар. Род был отцовским, то есть состоял из группы кровных родственников по мужской линии. Сородичи сообща владели особой территорией, состоящих из зимних и летних оленьих пастбищ и различных промысловых угодий. Браки были строго экзогамными, запрещалось брать в жёны или в мужья человека из своего рода. Роды объединялись во фратрии, внутри которых браки тоже не заключались. Размеры ненецкой семьи были различны. Встречались большие семьи в 10- 15 и больше человек с общим хозяйством. Господствовали патриархальные отношения. Женщина (жена, дочь) была лишена права наследования: имущество переходило к сыновьям и братьям. Расторжение брака по желанию жены было почти невозможно, хотя легко осуществлялось мужем.

Основная общественная единица ненцев – род. Род определял общественную, семейную и религиозную жизнь своих членов. Род – группа кровных родственников от одного реального родича. По материалам XVII века, на территории Европейского Севера кочевало несколько ненецких родов.

В европейских тундрах в начале ХХ века обитали представители следующих ненецких родов:  Ванюта (Вануйта), Лэхэ, Тысыя, Нохо, Выуци (Нууци), Вы’лка, Паханседа, Вэли, Пырерка, Хардянг, Вэнокан, Сядей, Хэтанзи, Вэра, Тайбари, Яв’тысыя, Лаптандер, Талей.

Большинство родовых названий легко поддаются переводу. При этом следует отметить отсутствие какого-либо единого принципа их образования: то это, видимо, какие-то случайные черты внешности родоначальника, то географические условия проживания, то названия животных, насекомых и даже предметов и т.п. Лаптандер – «житель равнины», Нохо – «песец» и т.д.

Во главе рода стоял старейшина. Это звание было наследственным, передавалось от отца к сну. В его обязанности входило (XIX век) быть ходатаем перед властями по делам своего рода, собирать ясак, судить и наказывать сородичей за мелкие поступки, разбирать неурядицы.

При коллективных способах охоты и скотоводства большую роль играло стойбище нэси - объединение семей, в котором мужчины принадлежали к одному роду, а женщины - к разным родам. В условиях родовой экзогамии молодой человек должен был искать будущую жену в другом роде.

Обычно вопрос о женитьбе решал отец. Наметив невесту, засылали сватов, договаривались о размерах выкупа и приданого. Свадебный обряд включал имитацию похищения невесты.

Источник:
http://nenets.ru/index.php?id_menu=8



Назад в раздел






Календарь праздников


Фотоальбом





Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.



Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: [email protected]