$APPLICATION->ShowPanel();

Выставка эстонского искусства открывается в Москве диалогом

11.12.2008 10:46

В рамках Дней культуры Таллинна в Москве в Галерее искусств Зураба Церетели будет открыта выставка, посвящённая современному искусству Эстонии – PARADISE IS NOT LOST.

Выставка подготовлена таллиннским художественным музеем KUMU, куратор – Эха Комиссаров, оформитель – Яанус Самма, сообщает портал музея. Выставка будет открыта с 9 декабря по 11 января.

Куратор Эха Комиссаров, представляя выставку рассказывает, что PARADISE IS NOT LOST это диалог, принявший форму выставки – его идея это старомодное и идеалистичное обсуждение о возможности диалога и выслушивания друг друга.

"Вопреки геополитическим разногласиям мы попытались узнать мнение художников об эстонско-российских отношениях", - говорит Комиссаров.

В Москве выступят: Виллем Яху, Johnson&Johnson, Сандра Йыгева, Kiwa, Арне Маазик, Рауль Меэль, Марко Мяэтамм, Яаника Окк, Пирет Ряни, Юло Соостер, Март Вильюс, Валерий Виноградов, Яан Тоомик и Группа художников: Эпп Кубу, Оливер Лаас, Мирья Маевски, Герда Мяртенс, Отть Пилипенко / Мари Прекуп, Сийри Таймла, Хелин Тикерпуу и Эллинор Тинт.

"В ходе беседы мы попытались определить факторы, объединяющие нас с Россией и отделяющие нас от неё", - пишет на портале музея Эха Комиссаров. В результате образовалась интересная цепочка точек зрения и жизненного опыта представителей разных поколений. То, что большая часть жизни нынешних художников среднего и старшего возраста связана с советским периодом, культурой и системой образования, способствует возникновению у них желания разговаривать о вопросах, касающихся истории.

Конфликт эстонского классика модернизма Рауля Меэля с советским обществом был основан на преступном ограничении свободы, а после кончины А. Солженицына он подготовил серию, которая преобразует название лагерей из "Архипелага ГУЛАГ" в стихотворную форму на русском языке.

Точку зрения молодых художников суммирует состоящий из рисунков проект "Пересечение": в то время, когда по обе стороны границы так много недопонимания, работы, экспонируемые на выставке, концентрируются на пересечении двух культур (эстонской и русской). Общими ключевыми словами можно назвать: детство, временной сдвиг, фольклор.

Подписались под проектом авторы: Эпп Кубу, Оливер Лаас, Мирья Маевски, Герда Мяртенс, Отть Пилипенко / Мари Прекуп, Сийри Таймла, Хелин Тикерпуу и Эллинор Тинт

PARADISE IS NOT LOST использует не одну тематическую концепцию, а несколько. Выставка занимается поиском и созданием связей – мы свели вместе разных художников и различные направления.

При подготовке выставки мы думали об эстонско-российских отношениях, общем историческом опыте, а часть выставки посвящена образу русского в эстонской культуре. В то же время, наша цель – актуализировать Эстонию, продемонстрировать её искусство и художников.

Каждый раз, когда я сталкиваюсь с русскими за пределами Эстонии, мне задают одни и те же вопросы – как сейчас выглядит Таллинн, что стало с гостиницей "Виру", Старым городом, советскими спальными районами, где у многих жили друзья и знакомые. Вы всё ещё пьёте "Вана Таллинн"? Русские художники спрашивают об эстонских художниках своего поколения, на удивление хорошо помнят былую независимость эстонского искусства.

Об общих гранях особенно легко говорить на основе жизненного уклада, в котором на фоне глобализации не видно существенных разногласий.

Та часть PARADISE IS NOT LOST, которая занимается архивированием советской истории, на удивление многогранна. Серия картин натурализовавшегося в 1978 году и получившего художественное образование в Эстонии Валерия Виноградова, состоящая из 53 работ "Сибирь – наш дом" (2004) представляет собой вымышленную историю о вымышленном же обществе, которое автор помещает в вымышленные географические точки на просторах Сибири. Серия Виноградова это череда комических приключенческих историй, яркие персонажи которых подчинены типовым ситуациям и тактике ролевых игр.

Юло Соостер (1924- 1970) это художник, которого эстонская и российская история искусства делят поровну.

Соостер был центральной фигурой московского подпольного модернизма 1950-1960 годов, именно ему Илья Кабаков посвятил свои "субъективные заметки" размером с целую монографию, изданные в Эстонии в 1996 году.

Вдова художника Лидия Соостер и его друзья-художники передали наследие покойного Тартускому и Таллиннскому Художественным музеям, поскольку в 1970-х Москва отнюдь не была безопасным местом для хранения неофициального творчества художника.

В Москве мы планируем выставлять портретное творчество Соостера, а из огромной коллекции работ мы выбрали научно-фантастическое направление. В духу Юло – страстно выявить закономерности и причины, раскрыть и объяснить внутренние связи, потребность в практически научной достоверности, - пишет Кабаков.

В 1963 году Соостер познакомился с физиком Виктором Тростниковым, с которым он начал работу над иллюстрированием книги "Физика: далекая и близкая". В этом сотрудничестве родились свободные композиции с cоостеровскими образами на тему физики в сюрреалистической аранжировке. Часть этой значительной коллекции иллюстраций экспонируется в недавно построенном эстонском художественном музее Kumu в рамках постоянной экспозиции, посвященной творчеству советского периода. Для показа в Москве мы выбрали 13 примеров из данной серии.

Центральный пункт нашей выставки – связанные с Таллинном темы. Известнейший представитель эстонской архитектурной фотографии Арне Маазик снимает Таллинн с 1990 года. В 1995 году он запечатлел таллиннские места, где Тарковский снимал своего "Сталкера". Фото-документалистика Маазика Сталкеровский Таллинн по кадрам представляет те самые особые места в заброшенных промышленных зонах Таллинна, которые некогда привлекли внимание Тарковского. Время внесло в них свои коррективы, но, на удивление, события продолжают претворять в жизнь видение сталкеровского тотального разрушения и хаоса там, где когда-то снимался фильм.

Также из творчества Маазика мы планируем показать Аэрофотосъемку Таллинна 2001-2008 и серию Таллиннский Сити. Панорамы 2003-2007.

Яаника Окк представит посетителям политическое уличное искусство Таллинна посредством субкультуры граффити. Яаника запечатлела граффити, перенося изображения на самые разные материалы.

Эстонское видеоискусство представляет ролик группы художников Johnson&Johnson рассказывающий о проекте общения в Палдиски, который длился 2 года. Город Палдиски – бывшая советская база подводных лодок, население города преимущественно русскоязычное, сегодня город перепрофилирован в гражданский порт. Художники провели опрос среди жителей города, какую из морских скульптур представителя академического направления 19 века Амандуса Адамсона они желали бы видеть в своем городе. Проект оказался на удивление востребован и стал важнейшим культурным событием города.

В заключение небольшая памятка по теме: Что стоит знать об эстонском искусстве 1990-х и 2000-х.

В Эстонии, как и в остальной восточной Европе в 1990-х, в числе первых организаций, переориентировавшихся на новое искусство, был Центр Современного Искусства Сороса.

Второй волной стало отделение от советской культуры крупных учреждений, таких как Таллиннский Дом художников (Tallinna Kunstihoone) и Эстонский Художественный музей (Eesti Kunstimuuseum), в распоряжении которых был выставочный зал современного искусства в здании Соляного склада в таллиннском портовом квартале Ротерманни. В 2006 году было завершено строительство здания эстонского Художественного музея Kumu (автор проекта – финский архитектор Пекка Вапавуори). Kumu является музеем энциклопедического типа, коллекции которого охватывают множество периодов – от классического до современного искусства.

Постоянная экспозиция Kumu также предлагает обзор искусства советского периода. Kumu сотрудничает с российскими кураторами современного искусства, крупнейшая на нынешний момент выставка русского искусства в Эстонии "Под Красными Флагами" прошла в Kumu в 2007 году – ее куратором был Виктор Мизиано.

Ежегодно Европейский Союз присуждает награду "Лучшему музею", она вручается новым, недавно открывшимся музеям. В 2008 году звание Лучшего музея Европы завоевал Kumu.

По большей части эстонскую культуру финансирует основанная в 1995 году организация Eesti Kultuurkapital. Это отделенная от государства независимая организация, где у каждой отрасли культуры есть собственный целевой капитал – деньги выделяются 4 раза в год, и поступают от акцизных налогов, установленных на продажу алкоголя, табака и на азартные игры. Kultuurkapital также финансировал несколько проектов для московской выставки, завершает свою статью Эха Комиссаров.

"novosti.err.ee"

Автор:  Владимир Фридлянд

Возврат к списку



Ваше имя:  
Ваш E-Mail:  
Введите Ваше сообщение

Смайлики
Широкая улыбка  С улыбкой  Печально 
Удивленно  Здорово  Поцелуй 
Смущенно  Очень грустно  Овации 
Восклицание  Идея  Смех 
Улыбка  Друзья  Kisss 
Так держать  Въедливый читатель  Застрелюсь 
Игрок  Помогите!  Гнев накипает 
Тормоз  Щас как позвоню!  Так писать нельзя 
А мне так весело!  Дикий восторг  Почта пришла! 
Давай дружить  Примите скромный знак признательности  Всегда готов! 
Где беда? Лечу на помощь!  Расскажи мне правду, ромашечка...  И всё хорошо! И жизнь хороша! 
Ай да я и молодец!  Сдаюсь!!!  До скорой встречи! 
Здорово 

Закрыть все теги
Открытые тэги:    

Для того чтобы вставить цитату с этой страницы, выделите её и нажмите на ссылку "Цитировать".
 Вы хотите разрешить смайлики в этом сообщении?

Загрузить изображение для этого сообщения


Защита от автоматических сообщений:
Подтвердите, что вы не робот: 
Защита от автоматических сообщений




© Филиал ГРДНТ "ФУКЦ РФ", 2007-2024 www.finnougoria.ru