На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация













Календарь

Агапайрем — место встреч

28.07.2008 10:39

Пасу — слово марийское, означает "луг, выгон". Случайно или неслучайно слышится в нём и русский корень. Будто у деревенской околицы встретились земляки-ровесники: один при стаде, другой просто так, погулять вышел. Перекурили, перемолвились:

- Надолго домой приехал?
- Да нет, на недельку. А ты всё пасёшь?
- Пасу.

…На зелёном просторе у обочины Башкирского тракта "паслись" солнечным днём сотни людей. Кто-то болел за свою футбольную команду, кто-то подбадривал богатырей, поднимавших гири. А большинство расположилось перед эстрадой, где шёл многочасовой концерт: выступали артисты, самодеятельные и профессиональные, из Республики Марий Эл и Башкортостана, Пермского края, из Екатеринбурга и Западного управленческого округа Свердловской области. Это Агапайрем, в переводе с марийского — праздник плуга, традиционный летний праздник земледельцев.

Приходилось слышать скептические речи: какой, мол, интерес каждый год туда ходить и ездить? Ведь заранее известно, как всё будет: красные рубахи, песни под гармошку и волынку, скачки без седел, дроботушки, пиво пура. Так оно. Но ведь многое в жизни повторяется: зима и осень, весна и лето. Каждый раз они и похожие на себя, и разные. Так и праздники. У областного Агапайрема и адрес каждый год меняется.

В позапрошлом году лодки легендарного богатыря Онара, праотца уральских марийцев, причалили к уфимскому берегу у села Курки, что в Артинском районе, и дали старт празднику. В прошлом году Геннадий Михайлов, житель деревни Верхний Потам Ачитского городского округа, пустил праздник на свой покос: пусть трава примнётся, зато душа народная распрямится, к солнцу потянется. А нынче гостеприимным домом Агапайрема стала Большая Тавра в муниципальном образовании Красноуфимский округ. Деревня, возраст которой местные историки-краеведы исчисляют с 1508 года.

Посмотреть, как живут, как справляются с ролью хозяев праздника разные села и деревни — уже и это любопытно. Главная же притягательность Агапайрема, думается, в том, что на него приезжают соплеменники, родные, близкие и знакомые не только из разных мест Свердловской области, но и из-за её пределов. Например, наша добрая знакомая, председатель Екатеринбургского национально-культурного общества мари «Пиал» Раиса Илеева поделилась радостью: на пасу у Большой Тавры собрались двадцать четыре человека их семейного клана: из нашего областного центра, из Сысертского района, из Тюменской области, из ближних деревень.

Конечно, главными героями праздника стали тавринцы. Поздравить их с юбилеем, а всех их гостей — с Агапайремом приехали из Йошкар-Олы председатель исполкома общественного движения Марийский национальный конгресс Андрей Васильев, директор Марийского театра юного зрителя Эдуард Александров вместе со своим коллективом, депутат Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области Альберт Абзалов, глава муниципального образования Красноуфимский округ Павел Лосев и другие гости.

Флаг Агапайрема подняли уважаемые люди, труженики ООО «Тавра» Кумази Мишина и Николай Иванов. Экскурс в историю уральских марийцев помог совершить учитель, краевед, писатель Александр Иванович Сапин. Учитывая почтенный возраст Большой Тавры, подарки достались и самым заслуженным её жителям, и деревне в целом. Например, расположенное в селе Сарсы крестьянское хозяйство «Успех» во главе с В. Айметовым выстроило на тракте в подарок деревне-соседке красивый въездной знак с марийским национальным орнаментом и памятной надписью. Кроме того, супруги Айметовы, Владимир и Валентина, взяли на себя заботу о творческих коллективах (числом около 30), приехавших на праздник: накормили, напоили, приветили…

Гостеприимными были и сельские подворья, своего рода визитные карточки поселений, приславших в Большую Тавру своих представителей. Тон задавала сама деревня-хозяйка. К обширной фотовыставке «Наша история» приникали скорей хозяева, чем гости, узнавали своих: кто вырос, кто состарился, а кто из жизни ушёл…

В Тавринском подворье была за главную уже знакомая читателям «ОГ» мастерица Лиза Семенова. Она разложила свои рукоделья — расшитые рубахи, нагрудные украшения, головные уборы, поставила старинную ручную мельницу-крупорушку, держала наготове старинные патефон с пластинками:

— Эти песни — марийские, татарские, русские — мой отец собрал, он гармонист был. Слушать будешь?

— Ой, некогда, Лиза.

— Ну тогда мёд пробуй. Ему двадцать пять лет, самое малое.

— ?!

— Не веришь? Это дедов мёд. Дед Семён умер в один день с Андроповым, в 1984 году. Но не перед смертью же он этот мёд собрал. Вот и считай… У меня в амбаре наверху много всякой всячины. Я эту посудину помыть хотела, а она не пустая оказалась.


Ансамбль из Малой Тавры поздравляет жителей Большой Тавры с праздником
Лиза выпростала на белый свет среднего размера деревянную бочку — долблёную, с ушками. И зацепила из неё ложкой большой светло-желтый комок: пробуй!

Мёд рассыпался на крупинки, был приятен на вкус, но всё же не так ароматен, как свежий. Забегая вперед, скажу: на последствия никто не жаловался.

Имелись в подворьях и другие экзотические угощения. Например, в Старобухаровском (Нижнесергинского района) предлагали нюго когыльо — пирог из красноперки. Какой породы рыба, краснопёрка или кто ещё, разглядеть непросто. Потому что размером каждая рыбина — меньше, чем пальчик ребёнка. Целый косяк загнали в пирог с головами и хвостами. Чудеса!

Посетители подворий не отказывались от картофельных шанежек. Пробовали торык — продукт из заквашенного цельного молока, сдобренный ягодами. Хвалили мелна — воздушные оладушки из дрожжевого теста, которые пекутся в русской печи перед живым огнём. Запивали деликатесы чаем или домашним пивом пура. В отдельных случаях оно было подозрительно крепким. Пура — пять звездочек? Чего не бывает…

Впрочем, немало людей интересовались больше пищей духовной, интеллектуальной. Например, бродил не спеша с рюкзаком и фотоаппаратом директор областного Дома фольклора Андрей Бобрихин, что-то записывал, фотографировал. Подобным же образом погружался в жизнь историк из Екатеринбурга Евгений Киселёв. Не избегал общения Семён Новиков из Уфы, экономист по образованию и этнограф по призванию, автор книг о восточных марийцах. Екатеринбургские интеллектуалы за ним «охотились» в надежде раздобыть полезную книгу. Среди них — одна из лидеров научного родоведческого общества Эмилия Каллистратова.

Тут впору удивиться: встретить Эмму (так мы её звали в Уральском университете) на краеведческих чтениях в музее, в библиотеке Белинского — это привычно. Но как она очутилась в Тавре? И вот что оказалось. Ровно 50 (!) лет назад молодая выпускница филологического факультета УрГУ приехала по распределению в Тавру, учить русскому языку ребятишек в марийской школе. В деревне Сарсы поселилась её однокурсница Наташа Эйхе.

Подружки (кстати, они дружат по сей день) квартировали в крестьянских избах, ходили друг к дружке пешком за десять с лишним вёрст, ездили на лошади, если повезёт. Боялись волков. А ученики ещё и страшилки им рассказывали: мол, у нас тут волки учительницу съели, одна варежка осталась. Весной они же несли молодым наставницам вороха желтых подснежников.

Эмилию Алексеевну и Наталью Сергеевну как высокосознательных комсомолок нацеливали на борьбу с религией. Они не знали, с какого конца начать: с марийцев-язычников, татар-мусульман или русских-потомков православных. Похоже, не сильно преуспели они в искоренении «опиума для народа», потому что один из давних учеников, встреченных Эмилией на нынешнем Агапайреме, Борис Александров, оказался картом, духовным наставником марийцев Западного округа.

В аксакале с молодыми глазами, который наверняка кажется пастве мудрым и вечным, Эмилия Алексеевна разглядела всё же бывшего пионерского активиста, спросила:

— Боря, ты же в седьмом классе высокий мальчик был. А сейчас что?

— Утоптался! — смущенно улыбнулся Борис Алексеевич.

Но когда он поднялся на сцену и обратился к Ош Кугу Юмо - Белому Большому Богу, чтобы дал он «жить народам между тремя туманами в мире и согласии», то хватило уважаемому карту и роста, и голоса, и вдохновения.

Вот такая встреча ученика и учительницы. А сколько их, других, посторонним взглядом не увиденных, произошло в этот день у обочины Башкирского тракта. Будущий год обещает новые встречи. Эстафета Агапайрема, кукла в марийском наряде, передана из Большой Тавры в Малую Тавру, что по соседству, в Артинском городском округе.

Здесь поклонников национальной культуры тоже немало. Первый гармонист — глава сельской администрации Виктор Александров. В его семейном фольклорном ансамбле — жена, сестра, сын, дочь.

Думается, Малая Тавра тоже не подкачает.

"MariUver"


  

Автор: Римма Печуркина

Источник: Газета “Областная газета” (Свердловская область)

Возврат к списку



Перейти к обсуждению на форуме >>






Архив публикаций
   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2


Фотоальбом




Rambler's Top100


Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.




© Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова "ФУКЦ РФ", 2007-2018.
При использовании материалов
ссылка на сайт www.finnougoria.ru обязательна.
В оформлении сайта использованы работы Павла Микушева.
Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: fucult@finnougoria.ru