$APPLICATION->ShowPanel();

Ненцы: кто они?

22.01.2020 08:25


«Заполярная Правда» рассказывает о горожанах разных национальностей. Сейчас в Норильске проживают представители 80 разных народностей, и мы предлагаем лучше узнать наших земляков, начав с азов.
Ненцы — самодийский народ России. Делятся на европейских и азиатских (сибирских). Европейские расселены в Ненецком автономном округе Архангельской области, сибирские — в Ямало–Ненецком автономном округе Тюменской области и на Таймыре. Небольшие группы ненцев проживают в Ханты–Мансийском автономном округе, в Мурманской и Архангельской областях, а также в Республике Коми. Общее количество представителей этого народа — около 45 тысяч. В Норильске согласно последней переписи населения проживают 78 ненцев.

Алёна Тоги


Алёна Александровна Тоги родилась в тухардской тундре, в семье потомственных оленеводов. До шести лет аргишила с семьёй, после чего была зачислена в дудинскую школу–интернат, куда по сложившейся традиции забирали детей кочующих коренных малочисленных народов. Окончив школу, Алёна вернулась в родные края, где ещё какое–то время помогала семье в нелёгкой, но в то же время захватывающей жизни кочевников–оленеводов. Сейчас она городская жительница и с теплотой в сердце вспоминает прежнюю жизнь.

— Когда мне исполнилось 24 года, на семейном совете было решено, что я отправлюсь в посёлок Тухард, чтобы координировать работу моей семьи в тундре. Там же я устроилась работать гидрометеорологом и познакомилась с будущим супругом. В 2011 году мы с ним перебрались в Норильск, а спустя год переехали в Талнах. Сейчас муж трудится на руднике, а я работаю в школьной столовой.
Признаться, жизнь в тундре или хотя бы в посёлке, вдали от городской суеты, мне нравится намного больше. Думаю, что любовь к месту, где поколениями жили твои предки, впитывается с материнским молоком. Вот и мои дети — а их у меня трое: пяти, десяти и двенадцати лет — с симпатией относятся к бескрайним просторам тундры. Мы часто берём их с собой, когда едем к моим родителям. Как и я когда–то, дети тоже с любовью подмечают малейшие детали, связанные с природой родного края, и искренне верят в наши сказания.

Вообще, дети и тундра — это больная тема для моего народа. Родители вынуждены отправлять их в школы–интернаты, расположенные в городах. С одной стороны, печально, когда ребёнок, совсем ещё кроха, отдаляется от матери и большую часть года проводит с посторонними людьми. С другой стороны — все мы понимаем, что это вынужденная мера. В детстве мне было страшно и обидно, когда за мной прилетел вертолёт и увёз в неизвестные дали. Сейчас я понимаю, что так было нужно, иначе жители стойбищ не получили бы столь важного в наш век образования. К счастью, мне повезло с воспитателями и учителями, которые меня окружали в Дудинке. По прошествии многих лет я вспоминаю только хорошее: они не только давали нам знания, но и делились теплотой и любовью. К слову, если раньше за ребёнком, которого не хотели отдавать в школу, могли гоняться по всей тундре, сейчас законодательство в этом плане стало мягче. Государство уже не настаивает на обязательном образовании для наших детей, а только рекомендует, и если родители не хотят отпускать малыша, то это, как говорится, остаётся на их совести. На мой взгляд, это не плохо и не хорошо, это реалии, в которых живёт мой народ, следующий своим вековым традициям.

Многие из моих родных и знакомых после окончания школы вернулись на отеческую землю. К примеру, все мои братья сейчас вместе с отцом и матерью продолжают вести традиционный кочевой образ жизни. При этом быт в тундре нелёгкий, хотя в последние годы, безусловно, с появлением современной и надёжной внедорожной техники, стало значительно проще. Но в то же время с приходом цивилизации в тундру уклад жизни моего народа изменился не только в положительную сторону. Например, сократилась территория пастбищ: там, где раньше можно было свободно кочевать с оленями, теперь стоят буровые установки. Это отразилось и на количестве домашнего поголовья копытных. Многие мои кочующие соплеменники уже с опаской смотрят в будущее.

Говоря об оленях, сложно не затронуть тему северной кухни. На нашем домашнем столе в Талнахе всегда свежее мясо и рыба, которую мне привозят братья. Вообще, забота о родственниках, которые «закрыты» в городе, — одна из важнейших обязанностей в роду. Как правило, братья у нас подолгу не гостят, поскольку, повторюсь, городская суета сильно давит на людей, которые не видят своей жизни без тундры. Зато мне удаётся частенько побывать у них, благо до Тухарда, где всем нам проще всего собраться, относительно недалеко, и на снегоходе туда несложно добраться. Вот и прошедшие новогодние каникулы мы провели все вместе.
Я знакома практически со всеми норильскими ненцами, выходцами из нашего посёлка и тухардской тундры. Мы любим встречаться и устраивать посиделки.

Охотно участвуем и в национально–культурных мероприятиях — как в Норильске, например, на «Большом Аргише», так и на Днях оленевода на Таймыре. И поскольку я отлично вышиваю и рисую, мне удаётся создавать национальные костюмы. А ещё я люблю в свободное время писать сказки и рассказы по нашей, ненецкой, тематике.
В душе я мечтаю когда–нибудь вернуться в родную тундру. Но, увы, понимаю, что это может и не случиться. Если мой сын, повзрослев, захочет уехать туда, я не стану его отговаривать, ведь наш век так короток, а тундра такая большая, и в ней ещё столько мест, где стоит побывать.


Любовь Ненянг

Знаменитая ненецкая писательница и поэтесса. Окончив Ленинградский педагогический институт им А. И. Герцена, вернулась на Таймыр. Преподавала русский язык и литературу, работала в газете «Советский Таймыр», была редактором ненецких передач на местном радио. Родоначальница современной ненецкой литературы.

Хансута Яптунэ

Оленевод, Герой Социалистического Труда. Работал бригадиром оленеводов в совхозе «Заря Таймыра» Усть–Енисейского района. Был наставником молодых оленеводов, неоднократно принимал участие в работе ВДНХ СССР. Его имя присвоено грузопассажирскому судну, курсирующему по низовьям Енисея. Почётный гражданин Таймыра.

Иван Надер

Один из первых таймырских коммунистов. Участник Великой Отечественной войны, погиб в боях за Украину в 1944 году. За проявленные мужество и отвагу награждён орденом Отечественной войны II степени посмертно. Имя Ивана Надера увековечено в Дудинке на памятнике, посвящённом воинам–таймырцам, погибшим на фронтах ВОВ.

Газета "Заполярная правда"

Автор:  Михаил Туаев

Возврат к списку



© Филиал ГРДНТ "ФУКЦ РФ", 2007-2024 www.finnougoria.ru