$APPLICATION->ShowPanel();

Долгожданная встреча на мордовской земле

19.11.2019 08:47

В Кошкинском районе до сегодняшнего дня сохранилось только две церкви дореволюционной постройки – в Новой Кармале и Степной Шентале. Благодаря местным жителям и добрым людям оба храма удалось восстановить по первоначальным чертежам и проектам; сейчас это действующие церкви, в которых проходят богослужения. Интересно, что именно в этих двух храмах больше века назад служили отец и сын Добронравовы…

7 ноября 2019 года в Новой Кармале и Степной Шентале произошло знаменательное событие. Старинные мордовские (эрзянские) сёла Кошкинского района посетили гости сразу из двух столиц – Москвы и Санкт-Петербурга.

Мария Константиновна Павлова родилась и живёт в северной столице, имеет два высших образования – техническое и гуманитарное. Много лет проработала проектировщиком и инженером во Всесоюзном научно-исследовательском институте радиоаппаратуры (Ленинград – Санкт-Петербург). Она правнучка Иоанна Виссарионовича Добронравова, 1853 г.р., который служил священником в Новой Кармале с 1915 года. До этого священником церкви Новой Кармалы был его сын Александр (1910-1915 годы). Добронравовы служили и в Степной Шентале.

Вместе с Марией Константиновной в Новую Кармалу приезжала профессиональная съёмочная группа из Москвы (продюсер, оператор, журналист). Перед поездкой они связались по телефону с автором книги «Новая Кармала» Верой Ивановной Алексеевой, которая с большим удовольствием приехала из Самары в родное село вместе с гостями.

Весной 2018 года, работая над книгой, ей удалось найти Маргариту Владимировну Антимонову, двоюродную сестру М.К. Павловой. Она также проживает в Санкт-Петербурге и является правнучкой отца Иоанна Добронравова. С тех пор началось общение Веры Ивановны с потомками Добронравовых, благодаря чему в книге появилась семейная фотография о. Иоанна, самая ценная из всех фотографий.

Летом 2019 года они получили по почте книгу «Новая Кармала», и вот теперь решили снять фильм об истории своей семьи. Им было очень интересно, в каких церквях и сёлах служил их прадед Иоанн Виссарионович, поэтому они и решили приехать в Новую Кармалу и Степную Шенталу. Фильм снимается в разных губерниях – Самарской, Ульяновской, Нижегородской и др. Его очень ждут все потомки отца Иоанна. Это будет фильм для семейного просмотра, но не только...

В храме святого благоверного великого князя Александра Невского гостей встречали отец Филарет, председатель сельского поселения Новая Кармала Евгений Прохорович Мадьянов, учителя и ученики Новокармалинской средней школы, библиотекарь сельской библиотеки Раиса Ивановна Выборнова. Они поприветствовали гостей, отметив, что это очень важное событие для села, а приезд Добронравовых – истинный пример уважения к своим предкам, сохранения истории семьи и своего рода для последующих поколений.

Вера Ивановна Алексеева рассказала гостям историю села и церкви, подарила о. Филарету и прихожанам церкви большой портрет семьи Добронравовых начала ХХ века, помещённый в рамку.

На глазах Марии Константиновны Павловой были слёзы – в Новую Кармалу, в храм, в котором служил её прадед, она приехала впервые. В Самарской области она тоже никогда не была, но всегда мечтала побывать в тех местах, где родились и жили её предки. И вот с 6 по 8 ноября вместе со съёмочной группой она побывала в Сергиевском, Кошкинском и Борском районах.

Марию Константиновну поразил рассказ о том, как жители села Новая Кармала спасли храм от разрушения в конце 1950-х годов, окружив его на несколько дней плотным «живым» кольцом. Когда верёвки и тросы уже были привязаны к крестам и куполам церкви, одна из кармалинских женщин, Майя Борисовна Чиндяева, легла под гусеничный трактор, и не дала ему сдвинуться с места. Это был настоящий подвиг во имя спасения храма, и только благодаря этому человеку церковь уцелела до наших дней. В 2020 году в Новой Кармале будет отмечаться 130-летие Александро-Невской церкви.

Отец Филарет поблагодарил гостей за огромный интерес к истории села и церкви, подарил всем присутствующим иконы Казанской Божьей Матери и пригласил всех на престольный праздник 6 декабря. Учитель русского языка и литературы, основ православной культуры Любовь Ивановна Утина преподнесла Марии Константиновне сувениры, искусно сделанные руками детей – ажурного рождественского ангелочка, связанного крючком, и пасхальный набор из шерстяных ниток.

Затем гости поехали в Степную Шенталу, где в местном храме Рождества Христова их тепло встретили жители села. С историей церкви и села познакомила гостей В.И. Алексеева. Прихожане храма рассказали, что в советские годы в здесь находился колхозный склад, затем в здании церкви размещалась местная электростанция. Мария Васильевна Апаназова поблагодарила гостей за визит в Степную Шенталу.

Мария Константиновна Павлова была приятно удивлена, что храм восстановлен на средства одного человека, самарского предпринимателя Алексея, который пожелал остаться неизвестным. Гости долго разглядывали величественный храм и его богатое убранство. Красивый иконостас, большая люстра, глянцевая напольная плитка, резные деревянные двери никого не оставили равнодушным.

Затем Мария Константиновна рассказала прихожанам церкви о своей семье, родителях, бабушках-дедушках, которые жили в Самарской губернии. С большим сожалением она отметила, что в советские годы дома им никто не говорил, что их прадед был священником.

Мария Константиновна Павлова и Маргарита Владимировна Антимонова – внучки Анастасии Добронравовой-Антимоновой. Несколько лет назад они стали серьёзно заниматься своей родословной, историей семьи, узнали много интересного о своих предках. Им уже удалось собрать многочисленные архивные документы и старинные семейные фотографии. В одном из документов обнаружили, что прадед Иоанн Виссарионович Добронравов родился в мордовском селе Старая Бесовка (сейчас – Новомалыклинский район Ульяновской области), знал мордовский язык. Так получилось, что жил и служил отец Иоанн тоже в мордовских (эрзянских) сёлах. В.И. Алексеева подарила Марии Константиновне русско-эрзянский разговорник – чтобы не забывали язык своих предков.

Жители Новой Кармалы и Степной Шенталы с нетерпением ждут, когда будет готов фильм о семье Добронравовых, и очень надеются, что в следующем году им удастся его посмотреть, ведь в фильме будут кадры, на которых запечатлены родные места.

Пусть память о прошлом нашего края сохранится в наших сердцах на многие века, пусть наши дети и внуки с интересом изучают историю малой родины, помнят о своих предках и их добрых делах.

***

2 ноября 1910 года на службу в Александро-Невскую церковь села Новая Кармала Степно-Шенталинской волости Самарского уезда поступил священник Александр Иоаннович Добронравов (1887 г.р.), окончивший курс в Самарской духовной семинарии.

16 июля 1915 года Преосвященнейшим Михаилом, Епископом Самарским и Ставропольским о. Александр перемещён в село Степная Шентала.

20 июля 1915 года священником в церкви с. Новая Кармала стал служить Иоанн Виссарионович Добронравов (родился 15 июня 1853 года). До этого в течение 19 лет, с 28 августа 1896 года до июля 1915 года он служил в церкви села Степная Шентала. За «труды по народному образованию был пожалован серебряной медалью с надписью «за усердие» для ношения в петлице на Александровской ленте».

Отец Иоанн знал несколько языков, был высокообразованным человеком, прекрасно пел и играл на фортепьяно. Супруга Вера Андреевна во всём ему помогала, собирала средства для нужд храма, совершила паломничество в Иерусалим. У Добронравовых было четыре дочери (Анастасия 1875 г.р., Мария 1878 г.р., Клавдия 1879 г.р., Валентина 1889 г.р.) и два сына (Александр 1887 г.р. и Николай).

В январе 1918 года новое советское правительство издало декрет «Об отделении церкви от государства и школ от церкви». По всей стране стали закрываться и уничтожаться церкви. Примерно в 1918 году о. Иоанн переехал в Самару, жил у дочери Клавдии, которая работала учителем начальных классов. В 1920-е годы о. Иоанн Добронравов окормлял Никольский (Николаевский) мужской монастырь в Самаре, который располагался на большой территории, ограниченной берегом Волги и нынешними улицами Челюскинцев, Осипенко и Радонежской. Со слов родственников, он умер в 1928 году.

В 1930 году Постановлением Средневолжского крайисполкома Никольский монастырь был закрыт, а затем разрушен. Не сохранилось и кладбище на территории монастыря, на котором был похоронен о. Иоанн Добронравов. В настоящее время только каменные монастырские ворота на улице Осипенко (бывшей Ново-Никольской) напоминают нам о находившейся на этом месте святой обители.

"Все мы - Россия"


Возврат к списку



© Филиал ГРДНТ "ФУКЦ РФ", 2007-2024 www.finnougoria.ru