На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация













Календарь

В Клявлинском историко-краеведческом музее бережно хранят традиции разных народов

13.08.2019 09:27

Село Клявлино, чья история ведет свое начало с XVII века, издавна объединяло разные народы. Тут жили чуваши, мордва, русские, украинцы, татары (мусульмане и кряшены). И сейчас село остается многонациональным. О быте, культуре и традициях коренных народов села можно узнать немало интересного в местном музее.

Потомки Тайбулата и Клявле

По одной из легенд, основал село чуваш Клявля, который в поисках лучшей жизни вместе с братом поднимался вверх по реке Черемшан к ее истоку (она берет начало в нескольких километрах выше Клявлино). Второй же брат, согласно легенде, стал основателем села Резяпкино. По другой версии, первыми жителями Клявлино были Тайбулат и Клявле. Потомок первого, Илья Леонтьевич Шайбулатов, как рассказывали старожилы, занялся здесь садоводством, в 1890 году ездил к Мичурину в Тамбовскую губернию, привез посадочный материал и научился прививать деревья. Он вырастил в селе большой красивый сад с яблонями и вишнями. Правда, в годы коллективизации сад у него отобрали, а в колхозе деревья погибли.

Музей хранит множество историй, связанных с жизнью села. Хотя и достаточно молод музей (он был образован 16 лет назад по инициативе тогдашнего руководителя районного мордовского центра «Масторава» Василия Павлова), экспонаты позволяют наглядно  представить жизнь клявлинцев в разные исторические эпохи.

Многие вещи здесь хранят тепло рук местных мастериц. Например, нарядные куклы-«зерновушки» в национальных одеждах. Этих кукол из разноцветных тряпочек, набитых зерном, сотворила жительница села Лилия Пушкина. Ковровые дорожки с узорами, похожими на солнышко, - дело рук заведующей музеем Оксаны Горлановой. Это ремесло передалось ей еще от бабушки. Оксана освоила и старинный ткацкий станок, который является одним из музейных экспонатов. А недавно здесь появилось еще три станка, с помощью которых можно создавать гобелены. Здесь побывали со своими работами отец и дочь Емельяновы, Олег и Ольга, самарские художники и мастера гобелена. Олег Емельянов оставил в подарок музею эти станки, созданные его руками. На мастер-классах искусству гобелена обучались ребята и девчата из Клявлино. Да и заведующая музеем освоила это ремесло - благо, что его принципы близки к ткачеству.

Вообще ткачеством село славилось издавна. Свидетельство тому - хранящиеся в музее красивые старинные ковры, в том числе и вышитые болгарским крестом.
Заходим в комнату «Крестьянская изба», где воссоздан быт сельских людей конца XIX - начала XX века. Здесь собраны старинные предметы русской национальной культуры. В женском углу - маслобойка, прялки, домотканые скатерти, салфетки, шали, платки, кухонная утварь. Запах здесь удивительный, какой-то домашний. Все эти горшочки и крынки еще хранят аромат молока и простокваши. А вот долбленые деревянные бочки, в которых хранили муку, не опасаясь того, что она испортится. Вот еще одна бочка, но уже другого предназначения. Как рассказывает заведующая музеем, мордва использовала такие бочки как сундуки, в которых невеста хранила приданое. Их легко можно было выкатить из дома к телеге.

В мужском углу - орудия труда людей, занятых серьезным сельским делом. Плотников, косарей, бондарей, земледельцев. Здесь же - упряжь для лошадей.

Домовенок и гость из Гренобля

В музее много образцов одежды разных народов. Это не новоделы, а подлинные вещи, переданные сюда жителями Клявлино и окрестных сел. Вот, например, сарафан, какие носили русские женщины. Он попал сюда из села Русское Добрино, где раньше жили староверы.

Кто приходит в этот музей, не просто глазеет на экспонаты - здесь люди погружаются в жизненный круг традиций, промыслов и обрядов разных народов, населяющих этот край. Иногда эти обряды и традиции воспроизводятся прямо в музее. Особенно здесь любят разыгрывать Масленицу. А вот и нарядная кукла - Масленица, так и оставшаяся в музее после одного из праздников. Для ребятишек музейные работники из подручных материалов создали сказочных персонажей (среди них, например, трогательный Домовенок), и иногда они сами разыгрывают перед публикой кукольные представления. 

Музей не умещается в свои стены. Рядом - срубовый колодец, старинные сани, плетень. Декоративный ажурный мостик, который выковал из металла один из местных умельцев. Кругом цветники, и рядом с ними - посадки тыквы и фасоли. Здесь же - открытая беседка, где проходят встречи с друзьями и чаепития. «Каждое лето мы собираем и сушим травы для чая - душицу, мяту, зверобой, листья земляники, - рассказывает Оксана Горланова. - Сами варим варенье. И приглашаем в гости своих друзей. А друзей у нас много. И они помогают нам. Вот недавно одна бабушка подарила рассаду цветов - махровых бархатцев».

Иногда гости появляются здесь совсем неожиданные. На днях, например, восторженные слова в книге отзывов написал молодой художник из французского города Гренобля, которого судьба занесла в наше Клявлино.

Волжская Коммуна

  

Возврат к списку







Архив публикаций
   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3


Фотоальбом




Rambler's Top100


Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.




© Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова "ФУКЦ РФ", 2007-2019
При использовании материалов
ссылка на сайт www.finnougoria.ru обязательна.
В оформлении сайта использованы работы Павла Микушева.
Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: fucult@finnougoria.ru