На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация

Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова
"Финно-угорский культурный центр
Российской Федерации"













Календарь

Кто такие саамы?

04.10.2018 15:37

Кто такие саамы? Это коренной народ Крайнего Севера. Живут они на территории четырёх стран: Финляндии, Норвегии, Швеции и России. В России живёт меньше всего саамов – около 2000 человек, их большая часть – в Мурманской области.

До 30-х годов саамов называли лопари. И по-русски, и по-английски – laps. Сегодня из личного общения могу сказать, что оскорбительным считается это название. И сами они себя называют саами.

Наши саами отличаются от западных собратьев. Во-первых, в крещении они православные. В XVI веке, когда массово началась христианизация саамов, они принимали именно христианство по православному образцу.

Самое главное, что отличает наших мурманских кольских саамов – это хозяйственная деятельность. Дело в том, что саам традиционно у нас ассоциируется с оленеводством. Саамы назывались «оленний народ». Но на Кольском полуострове саамы большую часть времени тратили на озёрное и речное рыболовство. То есть олень долгое время был на втором месте.

Орудия труда, орудия рыболовства саамов у жителя XXI века не вызывают каких-то особых вопросов. Всё достаточно наглядно и понятно. Семужий забор – особое устройство, деревянная изгородь, прекрывающая течение реки. Остаётся в ней небольшой зазор, небольшое отверстие и сооружается деревянная ловушка. Сёмга, идущая на нерест, непременно попадала в эту ловушку, откуда саамы её доставали сачками. Такое, очень примитивное, но эффективное устройство.

Однако впоследствии олень играет важнейшую роль в истории саамского народа. Олень – это источник пищи, одежды, транспорт.

Кирёжа – однополозные сани – встречались у нас вплоть до середины ХХ века. Что их отличает? Это форма. Они сделаны в форме лодки. Это однополозные сани. Гораздо позднее саамы переходят на двухполозные. И сегодня они уже пользуются двухполозными санями.

По воспоминаниям путешественников-этнографов начала века, когда они в саамской одежде переезжали от одного погоста к другому, их сажали в такие санки-кирёжи. И, как они вспоминали, в них очень тепло, но очень неудобно. Достаточно тесно взрослому мужчине в таких санях передвигаться.

Саамы считались великолепными охотниками, хотя у них очень поздно появилось огнестрельное оружие. Поэтому охотились они с помощью традиционных средств – это ловчие ямы, капканы, лук и стрелы, загонная охота.

Для зимней охоты саамы пользовались лыжами, которые в общем по форме ничем не отличаются от наших современных. Но что их отличает – это нижняя часть, подбитая шкурой для лучшего скольжения.

Наиболее древнее саамское жилище – это вежа. Этот тип жилища очень примитивен по своей структуре, своей конструкции.

Деревянный каркас, на который набрасывалась береста. Дёрн, удерживающий влагу. Делалось небольшое отверстие для входа и выхода человека. И на крыше также небольшое отверстие, которое позволяло выходить дыму. На землю бросались оленьи шкуры и устраивался небольшой очажок. Над которым можно было приготовить или разогреть пищу.

С чем связан такой примитивизм? Всё-таки саамы – это полукочевники. Кто-то занимается выпасом оленей, кто-то ловит рыбу, кто-то охотится…

Такое жилище, как вежа, построить недолго, а бросать нежалко. С этим связан такой примитивизм.

Когда саамы пасли оленей, они пользовались ещё одним типом жилища – кувакса, очень напоминает индейский вигвам. Деревянный каркас, на который сверху набрасывалась оленья шкура. Дым весь не выходил, и от него начинали слезиться глаза. Непривычному человеку было очень тяжело. С другой стороны, если не разводит огонь, то большое количество комаров моментально набивалось в это жилище.

Примерно в конце XVIII – XIX веке у саамов появляется третий тип жилища – тупа. Это деревянный сруб без фундамента и чердака. Зато в нём уже делалась печь, правда, не по русскому образцу, а в виде камина. Место у печи считалось священным. А наиболее ценным предметом в таком жилище был медный котёл, что ещё раз говорит о небольшом достатке саамов. По саамским преданиям в этом котле жил дух дома, что-то вроде саамского домового, который либо пакостил, либо наоборот помогал хозяевам.

Появление такого жилища, как тупа, говорит, с одной стороны, что саамы становятся уже не кочевниками, они оседают. То есть тупу уже с места на место не перенесёшь.

С другой стороны, саамы не сами приходят к такому типу строения, они перенимают его у пришлого русского населения, когда начинаются уже такие полноценные плотные контакты с выходцами из древнерусских городов.

20-30-е годы ХХ века вносят серьезные изменения в жизнь саамов. Связаны они с коллективизацией и индустриализацией. Создаются первые артели оленеводов В саамских погостах появляется телефон, электричество, телеграф. В 1927 году в 10-ю годовщину Октябрьской революции саамы села Ловозеро впервые услышали радиопередачи.

В это время начинается кампания по борьбе с неграмотностью. Выпускается первый саамский букварь. Но, к сожалению, он был выпущен на латинице и не нашёл своего дальнейшего развития.  

Начинается работа по созданию саамской письменности. Саамские дети пошли в школы точно так же, как и дети всех народов СССР.

А центрами борьбы с неграмотностью становятся Красные чумы – так называемые передвижные центры, снабжённые агитационной литературой, газетами, настольными играми, музыкальными инструментами. Они путешествуют от одного погоста к другому, привлекают людей. Собравшиеся вокруг чума люди агитируются за борьбу с неграмотностью.

Результатом этой деятельности становится то, что уже в конце 30-х годов появляется первая саамская интеллигенция. Это приводит к тому, что уже во второй половине ХХ века появляются первые саамские писатели и поэты: Октябрина Воронова, Александра Антонова, Аскольд Бажанов и многие другие.

По материалам беседы с Георгием Дзенисовым,
заместителем начальника отдела экспозиционно-выставочной деятельности Мурманского областного краеведческого музея


  

Возврат к списку



Ваше имя:  
Ваш E-Mail:  
Введите Ваше сообщение

Смайлики
Широкая улыбка  С улыбкой  Печально 
Удивленно  Здорово  Поцелуй 
Смущенно  Очень грустно  Овации 
Восклицание  Идея  Смех 
Улыбка  Друзья  Kisss 
Так держать  Въедливый читатель  Застрелюсь 
Игрок  Помогите!  Гнев накипает 
Тормоз  Щас как позвоню!  Так писать нельзя 
А мне так весело!  Дикий восторг  Почта пришла! 
Давай дружить  Примите скромный знак признательности  Всегда готов! 
Где беда? Лечу на помощь!  Расскажи мне правду, ромашечка...  И всё хорошо! И жизнь хороша! 
Ай да я и молодец!  Сдаюсь!!!  До скорой встречи! 
Здорово 

Закрыть все теги
Открытые тэги:    

Для того чтобы вставить цитату с этой страницы, выделите её и нажмите на ссылку "Цитировать".
 Вы хотите разрешить смайлики в этом сообщении?

Загрузить изображение для этого сообщения


Защита от автоматических сообщений:
Подтвердите, что вы не робот: 
Защита от автоматических сообщений






Календарь праздников
29
марта
2024


Архив публикаций
[Error] 
Call to undefined function ereg() (0)
/var/www/finnougoria.ru/bitrix/components/finnougoria/news.calendar/component.php:14
#0: include
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:607
#1: CBitrixComponent->__includeComponent()
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:684
#2: CBitrixComponent->includeComponent(string, array, boolean, boolean)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/main.php:1072
#3: CAllMain->IncludeComponent(string, string, array, boolean)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/templates/finnougoria/block/block_calendar_publication.php:33
#4: include(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/main.php:1419
#5: CAllMain->IncludeFile(string, array)
	/var/www/finnougoria.ru/news/publication/sect_inc.php:3
#6: include(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/components/bitrix/main.include/templates/.default/template.php:17
#7: include(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component_template.php:790
#8: CBitrixComponentTemplate->__IncludePHPTemplate(array, array, string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component_template.php:885
#9: CBitrixComponentTemplate->IncludeTemplate(array)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:776
#10: CBitrixComponent->showComponentTemplate()
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:716
#11: CBitrixComponent->includeComponentTemplate()
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/components/bitrix/main.include/component.php:280
#12: include(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:607
#13: CBitrixComponent->__includeComponent()
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:684
#14: CBitrixComponent->includeComponent(string, array, NULL, boolean)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/main.php:1072
#15: CAllMain->IncludeComponent(string, string, array)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/templates/finnougoria/footer.php:29
#16: include_once(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/include/epilog_before.php:93
#17: require(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/include/epilog.php:2
#18: require_once(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/footer.php:4
#19: require(string)
	/var/www/finnougoria.ru/news/publication/index.php:150
#20: include_once(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/include/urlrewrite.php:184
#21: include_once(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/urlrewrite.php:2
----------