На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация

Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова
"Финно-угорский культурный центр
Российской Федерации"













Календарь

Обряды марийской традиционной религии

21.09.2018 10:14

Кугу Юмо не оставлял людей своими заботами: он спускался на землю и ходил по межам на полях. Это способствовало порядку в отношениях между людьми и росту урожая. Люди принимали бога с почестями, принося ему жертвы на 77 кострах. Белый цвет был символом бога, поэтому он спускался в березовую рощу, которую окружали белым полотнищем, чтобы в святое место не проникла нечистая сила.
(Марийская мифология)

Священные рощи Кӱсото – это храмы последователей древних марийских традиций. Таких мест насчитывается около 600, у каждого - свое назначение. Все действа проводят жрецы – карты. Их готовят с детства, посвящая в таинства молитв и традиций. Чтобы понять обряды, надо углубиться в марийскую космологию.

В космологии марийских родноверцев огромную роль играет «илян» - божественный свет. Великий Бог Ош Кугу Юмо через свет отправляет свою часть на землю. Эта душа проходит несколько стадий, растет, чтобы вернуться обратно. 

- Прежде чем душа родится в человеческом обличье, она побывает и в зернышке, и в птице, и в дереве. Поэтому для нас все вокруг имеет душу, - рассказывает карт-онаен Виталий Танаков. - Часть бога первым делом поступает в злаковые, в хлеб. Дальше, когда курицы зерно поклевали, душа поднимается в ягоды и плодовые – «саска илян». От плодов переходит в насекомых «мӱкш илян», потом в «пушен ге илян» – деревья. Дальше душа инкарнирует в птиц, животных. Затем в структуре идет человек. Потом душа переходит в землю, «мланде илян», а оттуда – в солнечную систему «свет илян», уходит к богу. То есть бог отпустил себя, и к нему же вернулось. В период этой реинкарнации человек, если плохо себя ведет, возвращается обратно в животное, а если хорошо, то уходит в свет, к богу.
 
Все основные обряды марийцев завязаны на эту духовную вертикаль, а празднодействия фиксируют движение инкарнации.

- Согласно марийской космологии, новый год начинается в Ӱярня, по-русски - в Масленицу, - продолжает Виталий Дмитриевич. - Лейтмотив песенных речитативов гласит о том, что Бог источает энергию, созидает праматерию. Еда – масляные шарики из теста, как сублимация начального кирпичика всей системы, указывает на образование первых частиц мира. Дальше идет Кугече – Пасха. Это отделение света от тьмы. Утром рано встаешь, идешь смотреть, как солнце играет. Затем празднуется появление планетарных систем, Мланде шочмо ава – праздник рождения Земли, Духов день. Илян кече отмечаем 2 августа – это рождение души, проявление божественного начала в зернах, как Ильин день по-русски. Он перетекает в Саска илян – начинаем кушать яблоки, Мӱкш илян – мед, и так далее по вышеописанной структуре. Эти праздники растянуты до октября. Заканчиваются празднования в декабре, в Шорйол. Шор – это грязь, негатив. Йол – перешагнуть. Мы отделяем и отбрасываем негативную энергию и переходим на новый виток.
 
Это движение, как течение сока в дереве, происходит только в теплую пору, считается, что зимой боги спят.

Ничего случайного 

Совпадение марийских и христианских праздников вовсе не случайность. В период активной христианизации РПЦ сознательно шла на компромисс с местными верованиями, повторяя исторический опыт поглощения славянского язычества.

- Процесс этот называется синкретизацией, - рассказывает кандидат философских наук, заведующая кафедрой философии и социологии МарГУ Светлана Романова. – Главным критерием отбора элементов дохристианской религии и переноса в новый синкретический комплекс была их популярность среди народа, способность отвечать потребностям людей. Библеист Николай Никольский писал по этому поводу, что церковь, признав реальность существования бесчисленных славянских богов, приравняв их к бесам, признала и святость традиционных мест и сроков старого культа. В результате компромисса христианская идея о едином боге совпала с представлением марийцев о едином небе, а вместо многочисленных языческих богов и духов стал культивироваться пантеон христианских святых с аналогичными земледельческими производственными функциями, так как в большинстве своем они по-прежнему оставались земледельцами.
 
Христианские праздники назначались примерно на те же сроки, что и языческие, произошли заимствования и в обрядовой части. На месте старых капищ строились православные храмы, например, Петъяльская церковь и Раифский монастырь. В свое время в Раифе на мировые моления собиралось до пяти тысяч марийцев, люди стекались сюда со всех мест.

Удивительная живучесть 

Чем объяснить удивительную живучесть марийских религиозных обрядов? Вот что писал Александр Герцен в мемуарной хронике «Былое и думы»: «В 1835 году святейший синод счел нужным поапостольствовать в Вятской губернии и обратить черемисов-язычников в православие. Митрополит Филарет отрядил миссионером бойкого священника. Его звали Курбановским. Снедаемый русской болезнью – честолюбием, Курбановский горячо принялся за дело. Во что б то ни стало он решился втеснить благодать божию черемисам. Сначала он попробовал проповедовать, но это ему скоро надоело. И, в самом деле, много ли возьмешь этим старым средством? Черемисы, смекнувши, в чем дело, прислали своих священников, диких, фанатических и ловких. Они, после долгих разговоров, сказали Курбановскому:
– В лесу есть белые березы, высокие сосны и ели, есть тоже и малая мозжуха. Бог всех их терпит и не велит мозжухе быть сосной. Так вот и мы меж собой, как лес. Будьте вы белыми березами, мы останемся мозжухой; мы вам не мешаем, за царя молимся, подать платим и рекрутов ставим, а святыне своей изменить не хотим».
 
В царское время зачастую местное население «записывалось» в церковь для отвода глаз, чтобы свободно приходить к своим намоленным местам, получить налоговые поблажки, избежать рекрутирования. В советский период, когда преследовались представители всех культов, марийское родноверие ушло в глухое подполье.

- Я еще совсем маленьким был, помню, как из райисполкома с милицией пришли в рощу во время моления, - делится Василий Пектеев, художественный руководитель театра им. Шкетана. - Опрокидывали котлы, гасили костры. Отец у меня был членом правления колхоза «Рассвет» Моркинского района. Кто-то донес, что он тайно ходит в рощу, так его с громом, со скандалом вывели из состава правления.
 
Сегодня отношение государства к древним традициям лояльное, священные рощи даже взяты под охрану. Возможно, поэтому, по данным марийских социологов, более 50 процентов верующих относятся к сторонникам православно-языческого синкретизма. По разным оценкам, до 15 процентов марийцев придерживается только Марий Юмынйӱла, и среди них бытует мнение, что сама территория нашего края – это оазис, созданный богом для сохранения сакральных знаний.

Газета "Марийская правда" (Республика Марий Эл) от 20 сентября 2018 года

  

Автор: Елена Рогачёва

Возврат к списку



Ваше имя:  
Ваш E-Mail:  
Введите Ваше сообщение

Смайлики
Широкая улыбка  С улыбкой  Печально 
Удивленно  Здорово  Поцелуй 
Смущенно  Очень грустно  Овации 
Восклицание  Идея  Смех 
Улыбка  Друзья  Kisss 
Так держать  Въедливый читатель  Застрелюсь 
Игрок  Помогите!  Гнев накипает 
Тормоз  Щас как позвоню!  Так писать нельзя 
А мне так весело!  Дикий восторг  Почта пришла! 
Давай дружить  Примите скромный знак признательности  Всегда готов! 
Где беда? Лечу на помощь!  Расскажи мне правду, ромашечка...  И всё хорошо! И жизнь хороша! 
Ай да я и молодец!  Сдаюсь!!!  До скорой встречи! 
Здорово 

Закрыть все теги
Открытые тэги:    

Для того чтобы вставить цитату с этой страницы, выделите её и нажмите на ссылку "Цитировать".
 Вы хотите разрешить смайлики в этом сообщении?

Загрузить изображение для этого сообщения


Защита от автоматических сообщений:
Подтвердите, что вы не робот: 
Защита от автоматических сообщений






Календарь праздников
28
марта
2024


Архив публикаций
[Error] 
Call to undefined function ereg() (0)
/var/www/finnougoria.ru/bitrix/components/finnougoria/news.calendar/component.php:14
#0: include
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:607
#1: CBitrixComponent->__includeComponent()
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:684
#2: CBitrixComponent->includeComponent(string, array, boolean, boolean)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/main.php:1072
#3: CAllMain->IncludeComponent(string, string, array, boolean)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/templates/finnougoria/block/block_calendar_publication.php:33
#4: include(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/main.php:1419
#5: CAllMain->IncludeFile(string, array)
	/var/www/finnougoria.ru/news/publication/sect_inc.php:3
#6: include(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/components/bitrix/main.include/templates/.default/template.php:17
#7: include(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component_template.php:790
#8: CBitrixComponentTemplate->__IncludePHPTemplate(array, array, string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component_template.php:885
#9: CBitrixComponentTemplate->IncludeTemplate(array)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:776
#10: CBitrixComponent->showComponentTemplate()
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:716
#11: CBitrixComponent->includeComponentTemplate()
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/components/bitrix/main.include/component.php:280
#12: include(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:607
#13: CBitrixComponent->__includeComponent()
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:684
#14: CBitrixComponent->includeComponent(string, array, NULL, boolean)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/main.php:1072
#15: CAllMain->IncludeComponent(string, string, array)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/templates/finnougoria/footer.php:29
#16: include_once(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/include/epilog_before.php:93
#17: require(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/include/epilog.php:2
#18: require_once(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/footer.php:4
#19: require(string)
	/var/www/finnougoria.ru/news/publication/index.php:150
#20: include_once(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/include/urlrewrite.php:184
#21: include_once(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/urlrewrite.php:2
----------