На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация

Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова
"Финно-угорский культурный центр
Российской Федерации"













Календарь

Версия для печати Этнограф Раиса Митусова: жизнь и судьба

15.06.2018 11:54

Среди исследователей Севера, работавших в «поле» в 1920-е годы прошлого века, женщины встречались крайне редко. Это и понятно: помимо профессионального интереса требовалась не только физическая выносливость, но и безграничная отвага. Такой была Раиса Павловна Митусова – блистательный ученый-этнограф. 

В середине двадцатых годов молодой ленинградский ученый Раиса Митусова по поручению этнографического отдела Русского музея, Российской академии истории материальной культуры, а также Комитета по изучению племенного состава населения СССР отправилась в малоисследованные районы Западной Сибири. Это было время, когда советская власть, прежде чем начать социальные преобразования на Севере, поставила задачу – всесторонне изучить культуру, традиции, систему хозяйствования аборигенов. Для такой работы привлекались в первую очередь этнографы. Так Раиса Митусова стала первым этнографом, исследовавшим обширный регион от низовьев Надыма до верховьев Тромагана, Агана и Пура. Она побывала там, где жили ханты, селькупы, ненцы.

К аганским ханты


Экспедиции Митусовой проходили в тяжелейших условиях на территории, слабо изученной географически, среди населения, о котором мало что было известно. Объектом ее первой экспедиции стали аганские ханты. В письме к заведующему этнографическим отделом Русского музея Б. Крыжановскому Раиса Павловна сообщала:
«Остяки реки Аган являются до сих пор мало изученными: из русских Аган посетил в 1900 г. Дунин-Горкавич, проехавший зимним путем для географического исследования края, да в работе Сирелиуса есть ссылки на остяков с р. Агана. Мало тронутый русской культурой быт аганских остяков вызывает большой интерес…».


По данным Митусовой, которые она приводит в статье, в то время насчитывалось 230 аганских ханты. 
«…Эти остяки, зверолово-оленеводы по преимуществу, отчасти оленеводы… Оленеводство развито у верхних остяков, нижнеаганские содержат 2–10 оленей для передвижения, – отмечает исследовательница. – Жилища крайне разнообразны: от бревенчатого сруба до землянки и чума».


Официально аганские ханты считались крещеными, однако все они, по наблюдениям этнографа, придерживались традиционных верований: «Шаманство развито, почти в каждых юртах имеется свой шаман. Любопытен медвежий праздник, на котором мне пришлось присутствовать лишь одну ночь и записать только 21 сцену».


Очерк Раисы Митусовой «Аганские остяки» будет опубликован в 1926 году в Свердловске мизерным тиражом: всего 25 экземпляров. А в журнале «Тобольский край» в том же году вышла ее статья «Медвежий праздник у аганских остяков Сургутского р., Тобольского округа»:
«2 сентября 1924 г. «Маут-яун-пугол», р. Аган. Приезжают остяки из верхних юрт, направляются в Сургут, все уже знакомы мне, и я с удовольствием их встречаю. 


В Сургут едут лишь шесть остяков во главе с Александром Сартаковым, остальные приехали на сход. Пока я завтракала «подоушкой» – «сорт-гхуль-тартом» – жаренной у огня на палочке свежей щукой, все время подъезжали остяки в своих легких кедровых и осиновых «ай-рыт» – обласках. Все они приветливо здоровались со мной.


Услышав звук бубна, я пошла в юрту (здесь всего четыре юрты). Оказывается, перед сходом Иван Aйпин из соседних юрт шаманил. Впервые я видела камлание днем. Оно отличалось от прежних только тем, что Иван не ел традиционных мухоморов и поэтому был в меньшем экстазе и чаще перебрасывался короткими фразами с присутствующими стариками. После камлания, вытирая пот с лица, он дружески кивал мне и говорил: «Рут-ими им, им» (русская баба хорошая)».


Затем гостью пригласили на сход. На сходе, как пишет Раиса Павловна, жаловались на «грубость и злоупотребления русских рыболовов на Оби, особенно в Локусовом (русская деревня на Оби), куда они возили «ясак»; просили прислать из «Москови» кремней для ружей, огнива и т. п., а главное, просили поддержать их ходатайство о переводе их для платы налогов и обменной торговли в Сургут, что и удалось впоследствии сделать».


Исследовательница описывает все этапы проведения медвежьего праздника. Для ученых это бесценные сведения. 
Кстати сказать, в Ленинград, в Русский музей, Раиса Павловна привезет обширные коллекции, и среди них–комплекс предметов, использовавшихся на медвежьем празднике у аганских ханты: берестяная маска, бирка для подсчета песен на медвежьем празднике, на гранях которой ставились зарубки по числу исполненных в честь медведя песен, а также сделанные из теста изображения оленей – их ставили перед медведем на празднике…

oo.jpg

Злой рок
Трудно себе представить, но всю экспедицию Митусова провела одна, кочуя из чума в чум. Порой спала на земле. В путевых заметках она писала, как порой ночевала в «куропаткином чуме», то есть в снегу.
«Постелили мой брезент на снег, положили на него оленьи шубы. Я улеглась прямо в одежде, меня сверху закрыли шубами, собранными мною для музея, а затем... засыпали снегом. Попросила только не зарывать голову.
– Озябнешь, под снегом теплей будет, – уговаривают меня.
– Но я не могу, как-то неприятно думать, что будешь совсем зарыта».
Общалась Раиса Павловна на родном для аборигенов языке, самостоятельно выучив хантыйский и ненецкий. Туземцы русским, как правило, не владели. Порой Митусова попадала в ситуации, в которых растерялся бы и самый отважный мужчина. 
Так было, например, на Варьегане во время шаманского камлания: «…Схватив бубен и вскидывая его кверху, шаман начал плясать передо мной, прыгая и кланяясь… С нервно подергивающимся лицом, с перекошенным ртом… мокрый и трясущийся Паята был страшен… Вот прополз по моей постели, вокруг меня, обхватил мою голову, приложился к ней ухом и тяжело с хрипом дышит. Я замерла, не шевелюсь».
Но все обошлось.
Злой рок настигнет Раису Павловну позже. И не шаманы будут виной. Хотя поэт и оленевод Юрий Вэлла, например, считал, что Митусова пренебрегла неписаными правилами ханты и лесных ненцев. 
– Первый раз она нарушила табу, выбирая маршрут для своей экспедиции, – отправилась в путешествие как бы не по часовой стрелке, а против солнца, – как-то делился своими соображениями Юрий Вэлла с писателем Вячеславом Огрызко. – Когда она добралась до Агана и изъявила желание посетить наши святилища, случился гром. Боги словно предупреждали: не стоит спешить. Но Митусовой не терпелось собрать для Русского музея необычные экспонаты. Она искала богиню лесных ненцев. И тогда гром ударил во второй раз. Однако исследовательница и этому предостережению не вняла. У нее появилась маниакальная идея – во что бы то ни стало найти лабаз и залезть в него, что женщинам делать не полагалось. Но вместо лабаза она обнаружила под одним из деревьев нашего божка. Видимо, во время очередного жертвоприношения, когда умер кто-то из охотников, его неизвестный сородич одного божка забрал с собой, а взамен вырубил и оставил в лесу другого. У нас это называется «человек, работающий в другую сторону». Однако чужим людям, посторонним притрагиваться, а тем более засовывать этого божка за пазуху ни в коем случае нельзя. Последовал третий удар грома. Больше никто знаков ей не посылал. А в 1937 году Митусову арестовали и расстреляли...

Всему виной родословная
Раису Павловну расстреляли как «врага народа», ведущего шпионско-диверсионную и террористическую деятельность. Всему виной родословная. Митусова оказалась вдовой белого офицера и сестрой генерала белой армии, председателя Русского общевоинского союза Александра Кутепова, уехавшего к тому времени в Париж.
Она родилась в 1894 году в Архангельской губернии в семье коллежского асессора Павла Кутепова. Мать Раисы Павловны – новгородская дворянка Ольга Тимофеева – в браке с Кутеповым родила двоих дочерей. Ее сыновей от первого брака – Александра, Бориса и Сергея – Павел Александрович усыновил.
После смерти отца Раиса переехала в Петербург, став слушательницей Высших женских Бестужевских курсов. По окончании обучения она поступила на службу в Русское географическое общество…
В декабре 1930 года Раису Павловну Митусову арестовали. На ее судьбу трагически повлияло родство с генералом А. П. Кутеповым и совместная работа с ученым С. И. Руденко, проходившим по делу так называемой контрреволюционной монархической организации академиков. 
К тому времени брат Раисы Александр Кутепов был похищен сотрудниками ОГПУ в Париже и, по одной из версий, погиб в трюме корабля, который должен был доставить его в Новороссийск. 25 апреля 1931 года Раиса Павловна была приговорена к ссылке в Западно-Сибирский край сроком на три года. После отбывания срока она переехала в Кемерово, став директором краеведческого музея. 
Но каток репрессий настиг ее и здесь. 
7 декабря 1937 года «тройкой» НКВД Новосибирской области Раиса Павловна Митусова была приговорена по статье 58 к расстрелу. Через день приговор был приведен в исполнение. Через двадцать лет, в 1957-м, ее реабилитируют «за отсутствием состава преступления».
…А на далеком Севере девочек в ненецких семьях порой стали называть необычным для тех мест именем – Раиса.

ugra-news.ru


  

Автор: Ольга Маслова

Возврат к списку



Ваше имя:  
Ваш E-Mail:  
Введите Ваше сообщение

Смайлики
Широкая улыбка  С улыбкой  Печально 
Удивленно  Здорово  Поцелуй 
Смущенно  Очень грустно  Овации 
Восклицание  Идея  Смех 
Улыбка  Друзья  Kisss 
Так держать  Въедливый читатель  Застрелюсь 
Игрок  Помогите!  Гнев накипает 
Тормоз  Щас как позвоню!  Так писать нельзя 
А мне так весело!  Дикий восторг  Почта пришла! 
Давай дружить  Примите скромный знак признательности  Всегда готов! 
Где беда? Лечу на помощь!  Расскажи мне правду, ромашечка...  И всё хорошо! И жизнь хороша! 
Ай да я и молодец!  Сдаюсь!!!  До скорой встречи! 
Здорово 

Закрыть все теги
Открытые тэги:    

Для того чтобы вставить цитату с этой страницы, выделите её и нажмите на ссылку "Цитировать".
 Вы хотите разрешить смайлики в этом сообщении?

Загрузить изображение для этого сообщения


Защита от автоматических сообщений:
Подтвердите, что вы не робот: 
Защита от автоматических сообщений






Календарь праздников
29
марта
2024


Архив публикаций
[Error] 
Call to undefined function ereg() (0)
/var/www/finnougoria.ru/bitrix/components/finnougoria/news.calendar/component.php:14
#0: include
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:607
#1: CBitrixComponent->__includeComponent()
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:684
#2: CBitrixComponent->includeComponent(string, array, boolean, boolean)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/main.php:1072
#3: CAllMain->IncludeComponent(string, string, array, boolean)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/templates/finnougoria/block/block_calendar_publication.php:33
#4: include(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/main.php:1419
#5: CAllMain->IncludeFile(string, array)
	/var/www/finnougoria.ru/news/publication/sect_inc.php:3
#6: include(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/components/bitrix/main.include/templates/.default/template.php:17
#7: include(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component_template.php:790
#8: CBitrixComponentTemplate->__IncludePHPTemplate(array, array, string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component_template.php:885
#9: CBitrixComponentTemplate->IncludeTemplate(array)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:776
#10: CBitrixComponent->showComponentTemplate()
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:716
#11: CBitrixComponent->includeComponentTemplate()
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/components/bitrix/main.include/component.php:280
#12: include(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:607
#13: CBitrixComponent->__includeComponent()
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:684
#14: CBitrixComponent->includeComponent(string, array, NULL, boolean)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/main.php:1072
#15: CAllMain->IncludeComponent(string, string, array)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/templates/finnougoria/footer.php:29
#16: include_once(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/include/epilog_before.php:93
#17: require(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/include/epilog.php:2
#18: require_once(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/footer.php:4
#19: require(string)
	/var/www/finnougoria.ru/news/publication/index.php:150
#20: include_once(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/include/urlrewrite.php:184
#21: include_once(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/urlrewrite.php:2
----------