$APPLICATION->ShowPanel();

Размышления о традиционной культуре Карелии и кое-что об "обчестве"

17.01.2018 09:40

Мысли, изложенные в этой статье, возникли не сегодня. Возможно, далеко не все читатели согласятся с изложенным, но для кого-то размышления могут оказаться полезными.

Моя первая фольклорная экспедиция состоялась в 1976 году в Заонежье. На всю жизнь врезались в память встречи с заонежскими певуньями и плакальщицами – носителями и, часто, знатоками традиционной культуры. Они определили основы моего профессионального мировоззрения – жить «с обчеством и для обчества». На всю жизнь запомнила: «Ты передай это дальше, людям» и «Каждый унесет с собой ровно столько, сколько ему Бог поможет». В этом неписанном кодексе носителей и знатоков традиций есть важнейшая заповедь: никогда не жалеть своих знаний, умений и навыков для людей и, прежде всего, детей – «они за нами идут».

Канули в Лету прожитые дни, ушли от нас люди, свободно владевшие многовековой народной традиционной культурой, жившие в ней и хранившие ее нормы.

К чему пришли мы сегодня?

О терминологии

В Республике Карелия множество коллективов, определяющих себя как фольклорные. Какое отношение они имеют к традиционной культуре? Большинство из них – никакого. В репертуаре коллектива отобранные руководителем яркие по своему звучанию песни, зрелищные танцы, иногда целые постановки обрядов. Но… как бы сердечно в исполнении подобного творческого образования не звучали песни, какими бы зажигательными не были танцы и интересными драматические постановки, коллективы не представляют традиционную культуру, не являются ее хранителями и пропагандистами.

Как правило, это певческие, танцевальные любительские самодеятельные образования, в репертуаре которых песни и танцы, которые принято относить в быту к категории «народные». На деле – понятие «народные» песни и танцы очень сложное по своей структуре и не всё, что людьми относится сюда по привычке, является по своему статусу народным.

Может быть, правильнее было бы определять жанр работы самодеятельного коллектива по глаголу, который отражает направление основной деятельности: поют – коллектив певческий, танцуют – танцевальный, играют на музыкальных инструментах – музыкально-инструментальный, обучают детей формам культуры – эстетического (народного и др.) воспитания. Помимо этого в музыкальной академической практике давно устоялись такие жанры как хор (от 11 человек), оркестр, ансамбль (до 10 человек) и более скромные по составу творческие коллективы.

Сцена и традиционная культура

Сцена, пришедшая в повседневную жизнь носителей традиционной культуры, разделила «обчество» на «артистов» и зрителей, то есть, пользуясь старинной терминологией, на «людей веселых» и «почтенную публику».

Коллективы, представляющие традиционную культуру или аутентичные, ориентированы на конкретную локальную местную традицию. Их участники – представители сельской общины (группы городских жителей) – чаще всего соседи, родственники, друзья-подруги, ведущие сходный этнокультурный образ жизни в окружающей их геоклиматической среде, ландшафте. Их знают в селе или городе, приглашают на выступления на… сцене. Следовательно, в традиционной культуре произошли под влиянием жизненных условий определенные понятийные сдвиги и представления.

На первый план в комплексе современной традиционной культуры выступили художественно-эстетическая и популяризаторская (передачи традиции) функции. И мы, собиратели, исследователи, общественные деятели, работники культуры, носители и знатоки традиций не можем с этим не считаться: таковы условия жизни в ХХ и ХХI веке. Но при этом вдумчивые и внимательные специалисты постоянно будут трудиться над достоверностью записанного (взятого из фоноархива, книги) ими образца традиции, соотнося его с бытовыми условиями времени расцвета того или иного жанра традиционной культуры.

Сегодня вдумчивая реконструкция образца традиционной культуры, исполняемой для «почтенной публики», является обязательным требованием, предъявляемым к «людям веселым» и руководителям их коллективов. Следовательно, к руководителям и участникам коллективов, реконструирующих образцы традиции, должны предъявляться повышенные требования к уровню их профессиональной компетентности.

Катастрофы аутентики и этнокультурная ментальность

Описываемые выше явления происходили неоднократно и постоянно происходят в истории традиционной культуры каждого народа, каждой этнической общности. И это нормально, жизненно. Но почему-то при просмотре и оценке сценических и реконструируемых явлений традиционной культуры где-то в глубине сознания вдумчивого человека сидит несколько тоскливая мысль: «Эх! А как бы …».

Рекомендацией по временам исторически отдаленным (в большинстве случаев, к сожалению очень расплывчатых по датам и сопутствующим им жизненным обстоятельствам наших предков) «лекарством» может служить мудрое классическое высказывание Гераклита (пятый век до н.э.): «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», продолжающееся так: «и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии, но быстрота и скорость обмена рассеивает и снова собирает. Рождение, происхождение никогда не прекращается. Солнце – не только новое каждый день, но вечно и непрерывно новое».

Древний грек был прав – жизнь невозможно остановить, а мы всегда, в том числе, в культуре, находимся на пике объективного процесса ежедневной, реализующейся в постоянном действии катастрофы (имеется в виду системность явлений в соответствии с теорией катастроф). Катастрофы в культуре каждого народа, каждого этнокультурного образования, всех вместе («обчества») и каждой личности «обчества», жанра, обряда, явления и пр. непрерывно проявляются и живут вместе с нами, но, как правило, редко замечаемые нами. В этой вечно критической ситуации существует и «крепящий» традиционную культуру, хотя и вечно изменчивый, механизм – этнокультурный менталитет, свойственный «обчеству».

На территории бывших Новгородского, Олонецкого, Архангельского краев у многих коренных жителей этнокультурный менталитет сформировался и существует на основе представлений и норм традиционной культуры региона. «Менталитет скрывается в поведении, оценках, манере мыслить и говорить. Выучить и подделать его нельзя, можно лишь «впитать» вместе с языком, который вмещает в себя мировоззрение и коды данной культуры. <…> Без учета этнической ментальности невозможно адекватно представить историю народа, <…> истоки российской государственности, духовности и патриотизма», – пишет известный лингвист А.Т. Хроленко.

Ментальность формируется и проявляется в определенных условиях окружающей этнокультурную общность среды и приспособленного к ней быта людей. Поэтому крайне сложно, практически невозможно, «встроиться» стороннему человеку в конкретные условия ментальности – даже волку из известной сказке про козлят очень хотелось, но при всех стараниях не удалось, сменив голосище на голосок мамы-козы, обмануть всех козлят. В мудрых сказках всегда утверждается давно известная «обчеству» истина – хвост, одежка, походка, голос, характер должны быть своими, а не благоприобретенными.

Об этнокультурных мероприятиях в Карелии

Мероприятия, которые проводятся в Республике Карелия сегодня, оказались очень верно выбранными в жанрах относительно культурных и этнокультурных доминант коренного населения края. Это эпос, танцевальные и инструментальные традиции, а также хоровое творчество.

Эпические традиции карелов (руны), русских (былины), вепсов (мифологический эпос) оказали колоссальное влияние на становление российской фольклористики, в том числе музыкальной. Достаточно вспомнить несколько имен из плеяды собирателей, краеведов, исследователей, общественных деятелей: Е. Барсов, П. Рыбников, А. Гильфердинг, Г. Дютш, Ф. Истомин, А. Азадовский, Б. Асафьев, Ю. и Б. Соколовы, Е. Гиппиус и З. Эвальд, Т. Филиппов, Н. Римский-Корсаков, В. Евсеев, К. Чистов, Э. Леннрот, П. Виноградов, А. Астахова и многие, многие другие. Их деятельность, талант всегда были не только общественно значимы, но и общественно направлены. Хотелось, чтобы это свойство профессионального менталитета оставалось в среде современных исследователей традиционной культуры.

Министерство культуры Карелии и Центр национальных культур и народного творчества, музей-заповедник «Кижи» внедрили в календарь этнокультурных событий конкурс-фестиваль «Эпический форум: Эпосы народов России в гостях у «Калевалы». Что хотелось бы откорректировать в работе экспертов конкурса? Опять же терминологию. Предлагаю принять за научный критерий понятия «эпос» определение российского фольклориста-музыковеда Е.В. Гиппиуса: «Жанр есть структурно выраженная функция».

В области традиционной хореографии хотелось бы в Международном фестивале «Karg kučub», основанном В.В. Мальми, больше делать упор на этнический танец, так как в нашей республике жить без танцев невозможно – это в крови каждого коренного жителя вне зависимости от его этнокультурной принадлежности.

Несомненно, необходимо продолжать один из старейших в республике Международный фестиваль национальной инструментальной культуры «Кантеле» и расширять сферу его влияния во всем внутрифестивальном разнообразии – парады кантелистов, сводные оркестры и солисты, научно-практические конференции, публикации материалов, мастер-классы и др. – и географии внутри Республики Карелия.

Певческие хоровые праздники и фестивали в нашей республике только набирают обороты. Их проведение и многообразие форм должно и приветствоваться, и поддерживаться. На земле Карелии хоровое движение было актуальным еще в XIX веке, и оно должно продолжиться сегодня.

События и даты

Прошедший 2017 год в мире традиционной культуры Карелии отмечен и юбилеями, и потерями.

Ушла последняя традиционная исполнительница карельских ёйг Раиса Запрудская (Вокнаволок).

Много было событий, связанных с именем Ирины Федосовой (190 лет со дня рождения), и минимум, посвященных 200-летию Василия Щеголенка.

Наступивший год и несколько следующих лет также ознаменованы рядом общественно значимых для традиционной культуры юбилейных дат. Среди них необходимо напомнить о 80-летии Всекарельского совещания сказителей (лето 2018-го) и Всесоюзного совещания сказителей (май 2019 года).

Хотелось, чтобы эти события и, может быть, иные важные, но не названные этнокультурные события закрепились в нашем сознании и памяти. Помочь нам в этом призваны краеведы республики, особенно их молодая поросль на местах из людей разных поколений и специальностей: их становлению сегодня активно помогают активисты национально-культурных организаций и объединений Карелии.

И, возвращаясь к началу наших размышлений, подведу некоторый итог:

И последнее. Наступило время, когда в Республике Карелия необходимо начать планомерную работу всех заинтересованных сторон над республиканским проектом создания и работы Центра эпической культуры»под эгидой ООН. Что и как вы думаете по этому вопросу?

В Заонежье. Фото Ирины Ларионовой.






Автор:  Ирина Борисовна Семакова — музыковед, фольклорист, заслуженный деятель искусств Республики Карелия

Возврат к списку



Ваше имя:  
Ваш E-Mail:  
Введите Ваше сообщение

Смайлики
Широкая улыбка  С улыбкой  Печально 
Удивленно  Здорово  Поцелуй 
Смущенно  Очень грустно  Овации 
Восклицание  Идея  Смех 
Улыбка  Друзья  Kisss 
Так держать  Въедливый читатель  Застрелюсь 
Игрок  Помогите!  Гнев накипает 
Тормоз  Щас как позвоню!  Так писать нельзя 
А мне так весело!  Дикий восторг  Почта пришла! 
Давай дружить  Примите скромный знак признательности  Всегда готов! 
Где беда? Лечу на помощь!  Расскажи мне правду, ромашечка...  И всё хорошо! И жизнь хороша! 
Ай да я и молодец!  Сдаюсь!!!  До скорой встречи! 
Здорово 

Закрыть все теги
Открытые тэги:    

Для того чтобы вставить цитату с этой страницы, выделите её и нажмите на ссылку "Цитировать".
 Вы хотите разрешить смайлики в этом сообщении?

Загрузить изображение для этого сообщения


Защита от автоматических сообщений:
Подтвердите, что вы не робот: 
Защита от автоматических сообщений




© Филиал ГРДНТ "ФУКЦ РФ", 2007-2024 www.finnougoria.ru