На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация

Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова
"Финно-угорский культурный центр
Российской Федерации"













Календарь

Летописец поволжских и приуральских финнов

27.03.2008 16:36

Одним из наиболее «добротных исследований» XIX века, характеризующих в научно-популярном ключе, по существу, все важнейшие аспекты жизнедеятельности мордовского народа с древнейших времён до конца столетия, по единодушному мнению учёных, были историко-этнографические очерки «Мордва».

Они были опубликованы на страницах «Известий Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете» в 1892-1895 гг., а несколько позже они вышли отдельной книгой. Автором был профессор Казанского университета Иван Николаевич Смирнов – известный этнограф, активный член Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, составитель программы изучения быта мордвы. Им были созданы историко-этнографические очерки, посвящённые финно-угорским народам Среднего Поволжья и Приуралья: «Черемисы», «Вотяки», «Пермяки». Завершал данную серию очерк «Мордва». Автор стремился дать в них критический анализ всех имеющихся в литературе сведений относительно того ил иного народа, «внести научную систему в изложение как этих данных, так и своих собственных наблюдений».

Исследование «Мордва» состоит из шести глав: «Очерк истории», «Внешний быт», «Семейные и общественные отношения», «Культ предков, воззрения их на смерть и погребальные обряды», «Верования и культ», «Библиография».

В «Очерке истории» автор знакомит читателей с корнями мордвы, уходящими в доисторический период, подробно описывает образование мордовских племен, из соседей и взаимоотношения между ними. Он указывает на первые письменные упоминания о мордовском народе, которые находит в трудах готского историка Иордана «Гетика» (VI в.), в сочинении правителя Византийской империи с 913 г. Константина VII Багрянородного (Порфирогенета) «Об управлении государством» («De administrando imperio»). В главе XIV «О народе печенежском» Константин Багрянородный пишет: «Печенегия отстоит от Узии и Хазарии на пять дней пути, от Алании на шесть дней, от Мордии на десять дней пути, от Руси на один день, от Туркии на четыре дня и от Булкарии на полдня пути». И.Н. Смирнов убежден, что под Мордией (Mordia) следует понимать страну мордвы.

Сопоставляя данные разных исследователей, И.Н. Смирнов делает вывод, что «соседями, которых имела мордва в доисторический период, были германцы, литовцы, славяне». Он доказывает это, находя соответствия в языках этих народов.

Изучение топонимики, археологических данных позволило исследователю наметить контуры древней территории мордвы, которая, по его мнению, занимала пространство, «заключенное между реками Волгой, Окой, Сурой и притоками Мокши».

Большое внимание ученый уделяет проблемам монголо-татарской колонизации мордовского края, мордовско-русским отношениям как стержневой линии истории мордовского народа, процессу и результатам «водворения русского владычества в мордовском крае», захвату мордовских земель русскими помещиками и монастырями, христианизации, фискальной политике правительства, этническим процессам.

Исследуя эрзянский и мокшанский языки, автор отмечает их общность, но наряду с этим находит и существенные отличия в лексике и фонетике, в силу чего эрзянин и мокшанин порой «не в состоянии понять друг друга».

Немало особенностей И.Н. Смирнов отметил и в области быта мокшан и эрзян, который сложился под вековым влиянием окружающей природы. Он считал, что обширные леса с их богатым животным и растительным миром, бесконечные поля с плодородными почвами не могли не оказать влияния на людей. Автор указывал, что главными занятиями мордвы были охота, земледелие, бортничество.

В главе «Семейные и общественные отношения» публицист подробно знакомит читателя с мордовской терминологией, позволяющей объяснить архаические формы семейно-общественных отношений. Исследование этого пласта лексики позволило ему сделать вывод о том, что у данного народа ярче выражена не степень родства, а возрастные отношения. «У эрзи и мокши мы встречаем ряд слов, которые служат для обозначения лиц старше и моложе данного лица: оцяй (м.), покшай (э.) – дядя старше отца; патяй (м.), ляляй алькай (э.) – дядя моложе отца, старший брат, двоюродный брат; акай (м.), патяй (э.) – тетка, старшая сестра, двоюродная сестра; сазор (э.,м.) – младшая сестра, племянница». Подобная терминология является памятником первобытных семейно-общественных отношений.

Из приведенных И.Н. Смирновым терминов видно, что мордва, подобно остальным финским племенам волжско-камского бассейна, не выработала специальных терминов для обозначения кровных отношений, соединяющих мальчика или девочку с кем-либо из взрослых: сын обозначается тем же словом, что и всякий молодой человек вообще, дочь тем же словом, что и всякая девушка.

Отголоски эпохи преобладающего значения матери автор прослеживает и в особенностях религиозных воззрений на природу, и в терминологии родства, и в некоторых обрядовых чертах. Щатяй – дед по матери; щакай –
жена дяди; щеняй – двоюродный брат, сын брата матери – эта особая терминология для родства по линии матери, по мнению И.Н. Смирнова, говорит о былом матернитете. Термин урведей –
добыватель рабыни, по И.Н. Смирнову, свидетельствует о зависимом положении женщины в древности. Это подтверждается песней из мордовского фольклора «Молодой парень маленький женился…».

Воспоминания об эпохе, когда было в обычае многоженство, сохранились в народной поэзии мордвы. Автор очерка приводит три песни, в которых упоминается многоженство. Вот фрагмент одной их них:

 

Старик Букментий хорош,

Молодец Букментий добр:

Сыновьев у него семеро,

Снох у него четырнадцать.

Мурза, мурза богатый мурза,

Три законные жены у него,

Тридцать у него детей.

Богат, богат,

Богатый мордвин,

Мокша из Кози.

У него семь законных жен,

У него семеро детей сыновьев.

Подобную традицию наблюдали и путешественники XVIII столетия – И.И. Лепехин, П.С. Паллас, И.И. Георги. Так, И.И. Лепехин указывал, что в языческую пору каждый мордвин мог иметь столько жен, сколько в состоянии был прокормить.

Отец в мордовской семье является авторитетом во всех житейских отношениях. На почве отеческой власти, как считает ученый, складывались у древней мордвы родовые отношения: один род – целая деревня. Род здесь имеет смысл союза лиц, объединенных общими обязанностями по отношению к предкам.

На основании данных языка публицист установил, что группы совместно живших родов вырабатывали для себя общие нормы поведения – ила, кой (м.) (обычай); имели органы для решения общих дел – пурнамо, промкс, тарка (э.), орам, кужа (м.) (сход, собрание, место, поле), начальников, в руках которых сосредотачивалась власть –
прявт, прявкс (м., э.).

Различая с давних пор богатых и бедных, мордва, как подчеркивается в очерке, создала ряд слов для обозначения отношений, в которых они могли оказаться: уре (раб), варданка (служанка), тсюмо (должный, виновный), важо (работник). В этот же ряд И.Н. Смирнов включил термины, зафиксированные В.Н. Майновым для обозначения обязательства, в котором одна из сторон ручается головой, – преасьезга и преасьпитне (цена головы) – для обозначения отступного. Автор очерка приводит оригинальный термин для обозначения подати каявкс (сброшенное), указывающий на те обязательства, которые лежали на общине по отношению к ее главе.

В настоящее время в силу ряда причин социально-демографического характера происходит утеря многих исконно мордовских терминов родства и свойства. Они не только перестают быть факторами регулирования внутрисемейных отношений, но и исчезают как из разговорной, так и из литературной лексики мокшанского и эрзянского языков. Данное обстоятельство еще более повышает интерес к материалам, подобным очерку профессора И.Н. Смирнова «Мордва».

В главе «Культ предков. Воззрения их на смерть и погребальные обряды» на основе материалов периодической печати, сохранившихся обычаев, произведений устного народного творчества И.Н. Смирнов подробно восстановил погребальный ритуал древней мордвы, начиная с момента, когда «положение больного становится безнадежным и его кончина представляется неизбежной».

Когда больной по всем признакам близок к смерти, родные спешат поставить на подоконник чашку (стакан) с водой для того, чтобы душа умершего, выйдя из тела, имела возможность омыться. Пока в избе происходит прощание с умершим родственником и соседей, на дворе готовится гроб. В XVII-XVIII вв. его выдалбливали из половины расколотого дерева. По справедливому мнению И. Н. Смирнова, воспоминание о долбленых гробах сохранилось в мордовском названии гроба лазкс от глагола лазомс – колоть.

Произведения народной словесности мордвы дали автору основания полагать, что когда-то у нее существовало и надземное погребение. Как указывал публицист, старинные кладбища мордвы чаще всего устраивались в лесах, на полянах (кужа). «Около многих мордовских сел в лесистых местностях, – писал он, – и теперь еще показывают кладбищенские полянки (калма-кужа). Отдельно разбросанные на таких полянках деревья – дубы, березы – пользовались особенным почтением мордвы».

Характеризуя устройство мордовских кладбищ в XVIII в., И.Н. Смирнов знакомит читателя с документами, опубликованными А.А. Титовым в очерке «Терюшевский бунт» на страницах «Русского обозрения» в 1893 г.

Историко-этнографический очерк «Мордва» показывает, что его автор глубоко и обстоятельно проник в мир дохристианских верований и обрядов мордвы, ее языческий пантеон. Сопоставление фактов мордовской теологии с теологией других финноязычных народов Волго-Камья привело И.Н. Смирнова к заключению, что в пестрой номенклатуре наименований их божеств отразилась история этносоциального развития этих народов.

В целом очерк И.Н. Смирнова является самым значительным комплексным исследованием истории, культуры и быта мордовского народа в дореволюционной этнографии. Он представляет собой своеобразный итог научного осмысления результатов этнографического изучения мордвы, достигнутых к концу XIX – началу XX в. Исследование проделано квалифицированным специалистом, на высоком для своего времени научном уровне, с позиции прогрессивного в то время эволюционистского направления этнографической науки.

Казанский профессор первым в России осознал необходимость перехода от сборов и накопления фактического материала по этнографии к его систематизации и составлению капитальных монографий об отдельных народностях со всесторонним использованием письменных и вещественных источников и собственных полевых материалов исследователей. Это задача была сформулирована в программной статье профессора Московского университете Д.Н. Анучина, опубликованной в журнале «Этнографическое обозрение» в 1889 г.

И.Н. Смирнов впервые использовал разнообразный комплекс литературы (отечественной и зарубежной, этнографической, исторической и др.) и источников (летописных, архивных, полевых, музейных, статистических), касающихся мордвы. Чрезвычайно широко он привлекал и материалы периодической печати.

Работа И.Н. Смирнова «Мордва» наряду с очерками об удмуртах, коми и марийцах получила высокую оценку научной общественности. В 1898 г. за эти научно-популярные труды Академия наук России присудила ее автору Уваровскую премию. Русское географическое общество наградило И.Н. Смирнова золотой медалью. Высоко оценив заслуги ученого, его избрали в свои члены ряд научных обществ в России и за рубежом: Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, Венгерское этнографическое общество в Будапеште, Финно-угорское общество в Хельсинки. Он был в числе организаторов и активных членов Казанского общества истории, археологии и этнографии, избирался членом его совета, несколько лет был заместителем председателя совета. Он был постоянным членом редколлегии «Известий…» –
периодического издания общества, около 20 лет заведовал библиотекой общества. Он внес большой вклад в создание и пополнение фондов музея отечествоведения при Казанском университете (ныне этнографический музей), где хранятся многочисленные этнографические коллекции по народам Поволжья. Казанский историк Н.Н. Фирсов справедливо отметил: «Работы по этнографии создали Смирнову И.Н. хорошее имя в ряду русских этнографов».

Как факт международного признания очерки И.Н. Смирнова были переведены на иностранные языки, что позволило познакомить зарубежных специалистов и читателей с самобытной культурой и историей мордовского народа.


Смирнов (Иван Николаевич) – современный этнограф, ординарный профессор Казанского университета по кафедре всеобщей истории. Важнейшее его сочинение «Восточные финны, историко-этнографический очерк. Т. I. Приволжская или Булгарская группа. Ч. I. Черемисы, ч. II. Мордва; Т. II. Прикамская или Пермская группа. Ч. I. Вотяки, ч. II. Пермяки» (печаталось в «Трудах Казанского общества истории, археологии и этнографии»; удостоено Уваровской премии в 1896 г.). Это сочинение С. основано как на изучении печатного материала о финнах, так и на непосредственных наблюдениях автора: он предпринял экспедицию для собрания лингвистического и мифологического материала, а также для исследования истории финнов по архивам нижегородской и тамбовской архивных комиссий. С. излагает постепенный ход расселения отдельных народностей приволжских финнов, дает картину первоначальной их культуры и влияния на них русских, а также современной их духовной и религиозной жизни, семьи, общины, религиозного их миросозерцания и т. д.; между прочим, С. связывает почитание божества черемисов «кереметя» с культом умерших. Этот труд С., заключая в себе подробное научное исследование финских народностей среднего Поволжья и Прикамья, является важнейшим историко-этнографическим трудом в этой области за последние годы. Кроме того, С. написал: «Этнография на казанской научно-промышленной выставке» (Казань, 1890), «Юбилей Императорского Московского археологического общества и VIII археологический съезд» (Казань, 1890), «Задачи и значение местной этнографии» (Казань, 1891), «Воспоминания об эпохе каннибализма в народной поэзии вотяков» (в «Занятиях VIII археологического съезда», Москва, 1890), «Бесермяне Вятской губернии» (ib.) и ряд статей в «Этнографическом Обозрении».


  

Источник: Газета "Финно-угорская газета" (г. Саранск, Республика Мордовия) № 4, от 20 марта 2008 года

Возврат к списку



Ваше имя:  
Ваш E-Mail:  
Введите Ваше сообщение

Смайлики
Широкая улыбка  С улыбкой  Печально 
Удивленно  Здорово  Поцелуй 
Смущенно  Очень грустно  Овации 
Восклицание  Идея  Смех 
Улыбка  Друзья  Kisss 
Так держать  Въедливый читатель  Застрелюсь 
Игрок  Помогите!  Гнев накипает 
Тормоз  Щас как позвоню!  Так писать нельзя 
А мне так весело!  Дикий восторг  Почта пришла! 
Давай дружить  Примите скромный знак признательности  Всегда готов! 
Где беда? Лечу на помощь!  Расскажи мне правду, ромашечка...  И всё хорошо! И жизнь хороша! 
Ай да я и молодец!  Сдаюсь!!!  До скорой встречи! 
Здорово 

Закрыть все теги
Открытые тэги:    

Для того чтобы вставить цитату с этой страницы, выделите её и нажмите на ссылку "Цитировать".
 Вы хотите разрешить смайлики в этом сообщении?

Загрузить изображение для этого сообщения


Защита от автоматических сообщений:
Подтвердите, что вы не робот: 
Защита от автоматических сообщений






Календарь праздников
29
марта
2024


Архив публикаций
[Error] 
Call to undefined function ereg() (0)
/var/www/finnougoria.ru/bitrix/components/finnougoria/news.calendar/component.php:14
#0: include
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:607
#1: CBitrixComponent->__includeComponent()
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:684
#2: CBitrixComponent->includeComponent(string, array, boolean, boolean)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/main.php:1072
#3: CAllMain->IncludeComponent(string, string, array, boolean)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/templates/finnougoria/block/block_calendar_publication.php:33
#4: include(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/main.php:1419
#5: CAllMain->IncludeFile(string, array)
	/var/www/finnougoria.ru/news/publication/sect_inc.php:3
#6: include(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/components/bitrix/main.include/templates/.default/template.php:17
#7: include(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component_template.php:790
#8: CBitrixComponentTemplate->__IncludePHPTemplate(array, array, string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component_template.php:885
#9: CBitrixComponentTemplate->IncludeTemplate(array)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:776
#10: CBitrixComponent->showComponentTemplate()
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:716
#11: CBitrixComponent->includeComponentTemplate()
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/components/bitrix/main.include/component.php:280
#12: include(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:607
#13: CBitrixComponent->__includeComponent()
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:684
#14: CBitrixComponent->includeComponent(string, array, NULL, boolean)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/classes/general/main.php:1072
#15: CAllMain->IncludeComponent(string, string, array)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/templates/finnougoria/footer.php:29
#16: include_once(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/include/epilog_before.php:93
#17: require(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/include/epilog.php:2
#18: require_once(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/footer.php:4
#19: require(string)
	/var/www/finnougoria.ru/news/publication/index.php:150
#20: include_once(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/modules/main/include/urlrewrite.php:184
#21: include_once(string)
	/var/www/finnougoria.ru/bitrix/urlrewrite.php:2
----------