$APPLICATION->ShowPanel();

Михаил Мурашко: "Да здравствует марийская "Веревочка"!"

14.07.2011 09:07

16 июля в районном центре Калтасы Республики Башкортостан состоится I Открытый Региональный фестиваль-конкурс по марийскому традиционному танцу "Веревочка" - "Ший Кандыра" ("Серебряная Веревочка"). Фестиваль откроет массовый парад-шествие участников из более 30 населенных пунктов Башкортостана и близлежащих регионов.

Фестиваль такого уровня проводится впервые и направлен на сохранение уникального хореографического феномена восточных мари – народного танца "Кандыра пунымаш", который могут танцевать от пяти до пяти тысяч человек. В преддверии фестиваля наша беседа с Михаилом Мурашко, балетмейстером, народным артистом Республики Марий Эл, заслуженным деятелем искусств Российской Федерации, лауреатом Государственных премий, профессором кафедры народного танца Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ), академиком, г. Москва.

- Михаил Петрович, Вы долгие годы возглавляли Государственный ансамбль танца "Марий Эл", который стал "визитной карточкой" Республики Марий Эл как в России, так и за рубежом. До сего дня многое из репертуара ансамбля составляют танцы, поставленные Вами. Каким образом Вы пришли к марийскому танцу?

- Мой творческий девиз: "Чтобы поставить танец какого-то народа, нужно влюбиться в этот народ, а лучше — полюбить его". Всю свою жизнь я работаю по этому принципу. Более 20 лет проработал в Республике Марий Эл. Вначале главным балетмейстером, затем художественным руководителем и главным балетмейстером Государственного ансамбля песни и танца "Марий Эл", а в 1978 создал Государственный ансамбль танца "Марий Эл", в котором в качестве художественного руководителя и главного балетмейстера, а затем и директора проработал до 1992 года. Моя супруга – Натэлла Николаевна по национальности – мари, стала мне верной соратницей и проводником в марийской культуре. Так что марийский танец и марийский народ стали мне и близкими, и родными.

Я принял танцевальную группу Государственного ансамбля песни и танца "Марий Эл" в 1969 году. И был немало удивлен: творческий коллектив существовал к тому времени уже 30 лет, но его артисты исполняли всего лишь три (!) марийских танца, остальной репертуар составляли танцы других народов. Сочинение нового репертуара (марийского) – это была одна проблема, но не меньшей проблемой было и комплектование труппы. И какая из этих проблем была важнейшей, – трудно сказать. Марийские танцы можно было сочинить, а вот откуда можно было взять марийских танцовщиков? Их просто не было. Это сегодня, спустя 40 с лишним лет, можно рассуждать, что и как было сделано, по правильному пути пошел ансамбль или нет. Рассуждать, когда ансамбль «Марий Эл» имеет столько марийских танцев, что их хватает на несколько программ, а колледж культуры и искусств ежегодно выпускает артистов ансамбля народного танца (хотя и сегодня мужская труппа не укомплектована полностью). Моей задачей было создание полноценного национального репертуара и спустя годы она была выполнена.

- Скажите, пожалуйста, каким образом Вы отбирали танцы для программ ансамбля?

– Я глубоко убежден, что в основе всего творчества любого марийского художника должен быть марийский фольклор. Мы порой не ценим эту сокровищницу — фольклорный танец. Мне, к счастью, удалось застать то время, когда бытовые танцы танцевались в деревнях массово, всеми жителями. Я много ездил, смотрел, как там танцуют, записывал фигуры и музыку. Многое нашел в специальной литературе, посвященной марийской музыке, истории и мифологии, истории костюма и украшений, вплоть до материалов археологических раскопок. Результатом этих поисков стали танцы, которые существовали в народе, но никогда не были на сцене. Из этих фольклорных танцев, игр, обрядов нужно было создать хореографические произведения. Таких хореографических произведений я сочинил немало. Одна из программ Государственного ансамбля танца "Марий Эл", в которой я задумал представить танцы разных этнических групп, так и называлась – "Танцы Марийского края". Программа ошеломляла не только обычную публику, но и профессионалов. В ней марийский народ казался огромным по численности и поразительно фольклорно богатым. Люди удивлялись, узнавая, что марийцев всего около 600 тыс. человек! Но нам удалось сделать так, что танцы различных этнических групп: луговых, горных и восточных мари делились еще на более мелкие, районные подгруппы. И у каждой группы и подгруппы — особое хореографическое искусство. Это и создавало впечатление у зрителей о марийском народе, как народе – огромном по численности и богатом в своем фольклорном разнообразии.

- Какое место занимали в программе танцы восточных мари?

- Большое! Можно только радоваться тому, что восточные мари до нынешнего времени сохранили в наибольшем количестве свои народные танцы. Одно только перечисление названий служит этому подтверждением: "Веревочка", "Восьмерка", "Ищу пару", "Двенадцать", "Ручеек", "Пять пар" и другие.

Главным танцем восточных мари, конечно, является "Кандыра пунымаш" (Веревочка), принимать участие в котором может неограниченное количество людей. Этот танец имеет зигзагообразное построение, где две линии танцующих как бы заплетают веревку вокруг средней линии, Танец состоит из двух частей. В первой части танцующие идут шагом и поют частушки, затем гармонист исполняет вставку (как правило, два такта, музыкальный размер 2/4), т. е. дает вступление ко второй части. Во второй части (тывырдык – дробь) мужчины очень сильно дробят, резко взмахивают руками. Женщины дробят не во всех регионах проживания восточных мари, они как бы плывут, исполняя частый ход и прищелкивая пальцами. Но если это дробь, как, например, в Калтасинском районе Башкирии, то дробь звонкая и четкая. Я бы сказал, что женщинам у башкирских мари отведена более активная роль в исполнении танца "Кандыра".

В танце "Веревочка" во всей полноте отразилась философия и психология марийского народа, его верования, взаимоотношения друг с другом и со своими соседями. Танец "Кандыра пунымаш" можно назвать великолепным образцом марийского народного творчества.

- В Калтасах Республики Башкортостан скоро состоится I Открытый Региональный фестиваль-конкурс по традиционному марийскому танцу "Кандыра пунымаш". Как Вы относитесь к идее его проведения?

-  В добрый путь! Проведение фестиваля, посвященного "Веревочке", можно только приветствовать! Сейчас во многих странах идет активное развитие народного танца. Это наблюдается фактически по всей Латинской Америке, в азиатских и африканских государствах. В европейских странах: Бельгии, Германии, Нидерландах, Австрии, Швейцарии и особенно в Испании, Франции и Италии – за последние 10-15 лет появилось множество ансамблей народных танцев. Это любительские коллективы, но их исполнительский уровень довольно высок. Как видим, даже страны Европы, объединившиеся в Европейский союз, озабочены сохранением своей национальной культуры, своей самобытности. Да здравствует марийская "Веревочка"!

- Благодарю за интервью!


Автор:  Елена Минилбаева

Возврат к списку



© Филиал ГРДНТ "ФУКЦ РФ", 2007-2024 www.finnougoria.ru