$APPLICATION->ShowPanel();

Роль и значение традиционного пояса в саамской культуре

15.03.2010 15:14

Саамы Кольской земли, называемой в старину Лапландией, на протяжении истории своего существования создают необыкновенно самобытное прикладное искусство. Его истоки - в необходимости при жизни в суровых условиях Крайнего Севера изготовлять самим одежду, обувь, предметы быта, кроме естественной потребности сделать их удобными и красивыми, имеющих связь с обрядами и верованиями народа.

Еще с древности в саамской культуре традиционный пояс являлся одним из самых сильных оберегов. Неподпоясанный саам считался незащищенным. Когда женщины плели пояса, они заговаривали каждую петельку: на здоровье, на счастье, на удачу…¹.

В костюме пояса являлись той утилитарно-декоративной принадлежностью, по которой мужскую одежду отличали от женской, т. к. покрой ее был одинаковым. Известно, что саамы разного возраста носили разные по назначению и декору пояса для опоясывания одежды.

Для подпоясывания комнатной одежды женщины использовали плетенный из шерсти пояс - пуагкэнь шириной  от 10 до 15 см. Выполняя утилитарную функцию, на пояс подвешивали нож с рукояткой из оленьего рога в кожаных ножнах, кисы с иголками и нитками, кошелек и амулеты².

Для мужчин в основном характерны кожаные пояса шириной до 10 см - тассэмы, которые были традиционно украшены медными ажурными бляхами и к которым на цепочках подвешивали различные предметы: кожаные ножны с вложенным в них охотничьим ножом, кожаные карманы для точила, кошелек, разного рода амулеты.

Зимой, надевая пояс поверх верхней одежды, саамы делали на талии большой напуск – пазуху, служивший местом хранения для разных мелочей. Отправляясь на охоту, промысловую одежду мужчины подпоясывали поясом из бисера с набором охотничьих принадлежностей -  селльй - куэдть. Считалось, что расшитый древними символами пояс являлся оберегом и приносил удачу своему хозяину.

Узорные пояса были обязательными утилитарно - декоративными деталями не только летнего и зимнего костюма, но также предметов обихода (пояски для колыбелей, сумок, охотничьих ружей и т.д.) и обуви - канег (коаммэ), шитых из оленьих шкур, мехом наружу, с загнутыми кверху носами.

Оборы – плетенные или вязанные из шерсти длинные завязки. Женские пояски – оборы, в отличие от мужских, были широкими, однотонного красного цвета, к концам дополнительно прикреплялись бусины. Для мужчин оборы выполнялись узкими и с мелким рисунком. У молодежи они отличались преобладанием ярких красных узоров, у пожилых – сдержанной серой расцветки³. Оборы пришивали по две спереди канег, затем обматывали вокруг ноги и тем самым прочно фиксировали каньги.

Профессор из Швеции К.Р. Виклунд, побывавший в Русской Лапландии в начале XX века, писал о том, что саамы в старину при многих религиозных обрядах, при волховании, при лечении больных употребляли особого устройства и формы пояс - почень. Пояс в свернутом виде напоминал бубен, который являлся непременной принадлежностью обрядов саамских нуэйтов (шаманов). «Пояс - почень был сделан из черной полосы кожи, длиной в обхват тальи среднего человека, а шириною около  аршина; он был обшит суконными лентами трех цветов: верхняя лента - желтого цвета, средняя, любимого лопарями, красного цвета и нижняя - черного цвета; по полосам от одного края до другого, т.е. сверху донизу, была крупная вышивка из бисера разных цветов. Сзади пояса имелось три медных кольца в один вершок в диаметре, пришитых сверху; снизу кольца не были пришиты…»¹.

Так для традиционной культуры функциональные и ритуальные параметры поясов имели исключительное значение, которое было характерно, кроме саамов, для всего восточнославянского этнокультурного пространства.

С трансформацией традиционного комплекса одежды происходит и трансформация пояса. Эта особо важная по своему значению деталь костюма утрачивает свою обрядовую функцию и магическое предназначение, сохраняя в большей степени эстетический смысл для народного искусства. Кроме того, в современном использовании пояс остается необходимым элементом промыслового охотничьего костюма. Кожаным поясом тассэм лопарь и теперь подпоясывает малицу. Свое назначение сохраняют также и каньги в качестве летней обуви. Практическое и эстетическое использование поясов сохраняет их актуальность и по сей день.

Источники:
1. Большакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем. - Мурманск, 2002. - 416 с.
2. Саморукова А.Г. История и культура кольских саамов ХIХ - начала ХХ в.в. - Апатиты, 2007. - 66 с.
3. Косменко А.П. Традиционный орнамент финноязычных народов Северо - Западной России. - Петрозаводск, 2002. - 326 с.

Доклад был представлен в публикации на конференции «Мода и дизайн: исторический опыт, новые технологии» (Санкт-Петербург, 24-26 июня 2009 года). Научный руководитель - М.Л. Шатковская.

 


Автор:  Валентина Сундукова, студентка V курса факультета искусств СыктГУ

Возврат к списку



© Филиал ГРДНТ "ФУКЦ РФ", 2007-2024 www.finnougoria.ru