$APPLICATION->ShowPanel();

Семантика треугольных суконных подвесок в костюме кольских саамов

15.03.2010 13:12

Изучая культуру саамов Кольского полуострова, целесообразно упомянуть о взаимовлияниях и заимствованиях этой культуры и материального мира коми-ижемцев. Основное их занятие – оленеводство, отсюда сходство в основных используемых материалах костюма и предметов обихода. Учитывая факт их взаимодействия вследствие кочевого образа жизни и поселениях коми-ижемцев в конце ХХ века на территории Кольского полуострова, где и по сей день проводятся дни ижемской культуры. Заимствования в народном костюме, прежде всего, проявились в замене традиционных печка и юпы  – зимней верхней одежды, канег – обуви, на ношение малицы, совика и пим.

Характерной особенностью Обращаясь декорирования одежды и предметов быта саамов Кольского полуострова является украшение одежды различными подвесками и привесками. Их традиционно изготавливали из сукна, металла, олова. Вшитые наглухо одним концом лоскуты прямоугольной и треугольной формы из различных цветных тканей называли привесками.

Подвески (тиепп) имели вид треугольных суконных фигур, крепились на кожаных ремешках, унизанных бусами, и свободно свисали с изделия.

Суконные подвески саамов состоят из одного красного или трех равновеликих и разноцветных треугольных фигур, например, синей, красной, желтой. Ими декорировались предметы праздничного женского костюма. На печках (меховой зимней одежде) прикрепляли «тиепп» к стягивающим ворот кожаным ремешкам, правой и левой стороне груди, а также к ремню, опоясывающему печок. Подвесками маркировали устья белых меховых рукавиц. Они являлись чуть ли не постоянными декоративными атрибутами различных обиходных изделий, изготовленных не только из меха, но и других материалов. Подвесками декорировались женские сумочки, детские колыбели, берестяные скатерти, детали оленьей упряжи и др¹.

Для выяснения происхождения традиции украшения треугольными суконными подвесками необходимо обратиться к данным смежных дисциплин. В саамском фольклоре, в сказках, часто встречаются сведения о таких украшениях.

Свидетельства из данных археологии говорят о том, что в основе позднесаамских подвесок были символы лапок птиц, вероятнее всего, водоплавающих. Данная традиция, сохранившаяся вплоть до ХХ в. только у кольских саамов, представляет локальный и упрощенный вариант древней финно-угорской традиции украшения женского костюма металлическими зооморфными подвесками с лапчатыми привесками. Уже в раннем средневековье саамы их изготавливали из различных материалов, маркируя не только одежду, но и предметы «женского обихода»¹.

Факт принадлежности подвесок к женскому пространству сопоставляет сущность женской природы с культом водоплавающих птиц, гармоничного духовного единства женщины и птицы. Это отражается в древних анимистических верованиях о воплощении души человека в утку у многих финно-угорских народов.

Присутствующий у многих народов миф о птице как прародительнице мира имеется и у саамов. Образ водоплавающей птицы, по мнению Д.С.Раевского, становится в мифологиях образом телесного мира, т.к. этот представитель земной фауны обладает способностью перемещения во всех трех стихиях, отсюда его толкование как символа трех зон мироздания ³.

О значимости  этого культа  свидетельствует любопытный факт, что обряд сватовства, смотрины невесты у саамского народа именуется «уточкой», где жених «стреляет» и «убивает» уточку, в свадебном ритуале, традиционно воспринимаемом как смерть девушки в данном социально-возрастном статусе, и рождение затем для жизни в семье мужа.

Матриархальный уклад, свойственный саамам, обуславливает то, что приоритетное место в семье и обществе в целом занимала и занимает саамская женщина.

Другой традиционный способ декорирования – это вышивка бисером полихромной рацветки, преимущественно по красному сукну, носящей геометрический характер. По словам В.У. Плюхина,  каждый элемент в узорах саамских мастериц повествует об окружающей людей природе, рассказывает о тонкой наблюдательности. Многообразные узоры отражают практику жизни. Доминанта треугольного мотива для изображения различных явлений природы и соотнесения его с женской фигурой помогает развивать мысль в одном направлении.

Далее обратимся к саамским клеймам, представляющим собой знак, налагаемый на предметы, с разными изображениями, но общим назначением метки собственника. По мнению ряда исследователей  Ниалло, Сутягина, Шейха, разнообразие форм орнамента  развивалось из родовых клейм. Видимое сходство графических изображений родовых клейм и элементов вышивки не оспаривает и не подтверждает этот факт, но свидетельствует об их явном взаимовлиянии.

Повторяющиеся мотивы треугольной формы заключают в себе факт их доминанты в прикладном творчестве. Попытка автора провести параллели в изобразительных формах привели к одной из сторон толкования этого факта,  заключающейся в апотропейном назначении треугольных подвесок, в постоянном присутствии посредством их женского начала.

На основе изучения традиционной материальной культуры саамов автором была разработана коллекция современных  женских аксессуаров «Чарр Лавл» («Песня Тундры» - название имеет подтекст связи птицы с сакральными музыкальными ритмами). Коллекция представлена в виде трех поясов «Пуагкэнь», в настоящее время ведется работа над сумкой «Вусс» и обувью «Коаммэ». В основе концепции коллекции отражена идеология подвески как  духовного единства женщины и птицы.

Основные элементы саамской вышивки по материалам Н. П. Большаковой

Источники:
1. Косменко А.П. Традиционный орнамент финноязычных народов Северо-Западной России; - Петрозаводск, 2002
2. Гуманитарные исследования в Карелии. – Петрозаводск, 2000 статья И.Ю.Винокуровой
3. Жарникова С.В. Архаические корни традиционной культуры Русского Севера; сборник научных статей; - Вологда, 2003
4. Большакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы Кольских саамов в прошлом и настоящем. – Мурманск, 2002.- 416 с.

Доклад был представлен в публикации на межрегиональной научно-практической конференции "Актуальные проблемы изучения культуры и образа жизни коренных этносов Севера" (история и современность) I Ижемские чтения 3 июля 2009 г.
Научный руководитель - М.Л. Шатковская.


Автор:  Валентина Сундукова, студентка V курса факультета искусств СыктГУ

Возврат к списку



Ваше имя:  
Ваш E-Mail:  
Введите Ваше сообщение

Смайлики
Широкая улыбка  С улыбкой  Печально 
Удивленно  Здорово  Поцелуй 
Смущенно  Очень грустно  Овации 
Восклицание  Идея  Смех 
Улыбка  Друзья  Kisss 
Так держать  Въедливый читатель  Застрелюсь 
Игрок  Помогите!  Гнев накипает 
Тормоз  Щас как позвоню!  Так писать нельзя 
А мне так весело!  Дикий восторг  Почта пришла! 
Давай дружить  Примите скромный знак признательности  Всегда готов! 
Где беда? Лечу на помощь!  Расскажи мне правду, ромашечка...  И всё хорошо! И жизнь хороша! 
Ай да я и молодец!  Сдаюсь!!!  До скорой встречи! 
Здорово 

Закрыть все теги
Открытые тэги:    

Для того чтобы вставить цитату с этой страницы, выделите её и нажмите на ссылку "Цитировать".
 Вы хотите разрешить смайлики в этом сообщении?

Загрузить изображение для этого сообщения


Защита от автоматических сообщений:
Подтвердите, что вы не робот: 
Защита от автоматических сообщений




© Филиал ГРДНТ "ФУКЦ РФ", 2007-2024 www.finnougoria.ru