Изучая культуру саамов Кольского полуострова, целесообразно упомянуть о взаимовлияниях и заимствованиях этой культуры и материального мира коми-ижемцев. Основное их занятие – оленеводство, отсюда сходство в основных используемых материалах костюма и предметов обихода. Учитывая факт их взаимодействия вследствие кочевого образа жизни и поселениях коми-ижемцев в конце ХХ века на территории Кольского полуострова, где и по сей день проводятся дни ижемской культуры. Заимствования в народном костюме, прежде всего, проявились в замене традиционных печка и юпы – зимней верхней одежды, канег – обуви, на ношение малицы, совика и пим.
Характерной особенностью Обращаясь декорирования одежды и предметов быта саамов Кольского полуострова является украшение одежды различными подвесками и привесками. Их традиционно изготавливали из сукна, металла, олова. Вшитые наглухо одним концом лоскуты прямоугольной и треугольной формы из различных цветных тканей называли привесками.
Подвески (тиепп) имели вид треугольных суконных фигур, крепились на кожаных ремешках, унизанных бусами, и свободно свисали с изделия.
Суконные подвески саамов состоят из одного красного или трех равновеликих и разноцветных треугольных фигур, например, синей, красной, желтой. Ими декорировались предметы праздничного женского костюма. На печках (меховой зимней одежде) прикрепляли «тиепп» к стягивающим ворот кожаным ремешкам, правой и левой стороне груди, а также к ремню, опоясывающему печок. Подвесками маркировали устья белых меховых рукавиц. Они являлись чуть ли не постоянными декоративными атрибутами различных обиходных изделий, изготовленных не только из меха, но и других материалов. Подвесками декорировались женские сумочки, детские колыбели, берестяные скатерти, детали оленьей упряжи и др¹.
Для выяснения происхождения традиции украшения треугольными суконными подвесками необходимо обратиться к данным смежных дисциплин. В саамском фольклоре, в сказках, часто встречаются сведения о таких украшениях.
Свидетельства из данных археологии говорят о том, что в основе позднесаамских подвесок были символы лапок птиц, вероятнее всего, водоплавающих. Данная традиция, сохранившаяся вплоть до ХХ в. только у кольских саамов, представляет локальный и упрощенный вариант древней финно-угорской традиции украшения женского костюма металлическими зооморфными подвесками с лапчатыми привесками. Уже в раннем средневековье саамы их изготавливали из различных материалов, маркируя не только одежду, но и предметы «женского обихода»¹.
Факт принадлежности подвесок к женскому пространству сопоставляет сущность женской природы с культом водоплавающих птиц, гармоничного духовного единства женщины и птицы. Это отражается в древних анимистических верованиях о воплощении души человека в утку у многих финно-угорских народов.
Присутствующий у многих народов миф о птице как прародительнице мира имеется и у саамов. Образ водоплавающей птицы, по мнению Д.С.Раевского, становится в мифологиях образом телесного мира, т.к. этот представитель земной фауны обладает способностью перемещения во всех трех стихиях, отсюда его толкование как символа трех зон мироздания ³.
О значимости этого культа свидетельствует любопытный факт, что обряд сватовства, смотрины невесты у саамского народа именуется «уточкой», где жених «стреляет» и «убивает» уточку, в свадебном ритуале, традиционно воспринимаемом как смерть девушки в данном социально-возрастном статусе, и рождение затем для жизни в семье мужа.
Матриархальный уклад, свойственный саамам, обуславливает то, что приоритетное место в семье и обществе в целом занимала и занимает саамская женщина.
Другой традиционный способ декорирования – это вышивка бисером полихромной рацветки, преимущественно по красному сукну, носящей геометрический характер. По словам В.У. Плюхина, каждый элемент в узорах саамских мастериц повествует об окружающей людей природе, рассказывает о тонкой наблюдательности. Многообразные узоры отражают практику жизни. Доминанта треугольного мотива для изображения различных явлений природы и соотнесения его с женской фигурой помогает развивать мысль в одном направлении.
Далее обратимся к саамским клеймам, представляющим собой знак, налагаемый на предметы, с разными изображениями, но общим назначением метки собственника. По мнению ряда исследователей Ниалло, Сутягина, Шейха, разнообразие форм орнамента развивалось из родовых клейм. Видимое сходство графических изображений родовых клейм и элементов вышивки не оспаривает и не подтверждает этот факт, но свидетельствует об их явном взаимовлиянии.
Повторяющиеся мотивы треугольной формы заключают в себе факт их доминанты в прикладном творчестве. Попытка автора провести параллели в изобразительных формах привели к одной из сторон толкования этого факта, заключающейся в апотропейном назначении треугольных подвесок, в постоянном присутствии посредством их женского начала.
На основе изучения традиционной материальной культуры саамов автором была разработана коллекция современных женских аксессуаров «Чарр Лавл» («Песня Тундры» - название имеет подтекст связи птицы с сакральными музыкальными ритмами). Коллекция представлена в виде трех поясов «Пуагкэнь», в настоящее время ведется работа над сумкой «Вусс» и обувью «Коаммэ». В основе концепции коллекции отражена идеология подвески как духовного единства женщины и птицы.
Основные элементы саамской вышивки по материалам Н. П. Большаковой
Источники:
1. Косменко А.П. Традиционный орнамент финноязычных народов Северо-Западной России; - Петрозаводск, 2002
2. Гуманитарные исследования в Карелии. – Петрозаводск, 2000 статья И.Ю.Винокуровой
3. Жарникова С.В. Архаические корни традиционной культуры Русского Севера; сборник научных статей; - Вологда, 2003
4. Большакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы Кольских саамов в прошлом и настоящем. – Мурманск, 2002.- 416 с.
Доклад был представлен в публикации на межрегиональной научно-практической конференции "Актуальные проблемы изучения культуры и образа жизни коренных этносов Севера" (история и современность) I Ижемские чтения 3 июля 2009 г.
Научный руководитель - М.Л. Шатковская.