На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация













Календарь

Семантика треугольных суконных подвесок в костюме кольских саамов

15.03.2010 13:12

Изучая культуру саамов Кольского полуострова, целесообразно упомянуть о взаимовлияниях и заимствованиях этой культуры и материального мира коми-ижемцев. Основное их занятие – оленеводство, отсюда сходство в основных используемых материалах костюма и предметов обихода. Учитывая факт их взаимодействия вследствие кочевого образа жизни и поселениях коми-ижемцев в конце ХХ века на территории Кольского полуострова, где и по сей день проводятся дни ижемской культуры. Заимствования в народном костюме, прежде всего, проявились в замене традиционных печка и юпы  – зимней верхней одежды, канег – обуви, на ношение малицы, совика и пим.

Характерной особенностью Обращаясь декорирования одежды и предметов быта саамов Кольского полуострова является украшение одежды различными подвесками и привесками. Их традиционно изготавливали из сукна, металла, олова. Вшитые наглухо одним концом лоскуты прямоугольной и треугольной формы из различных цветных тканей называли привесками.

Подвески (тиепп) имели вид треугольных суконных фигур, крепились на кожаных ремешках, унизанных бусами, и свободно свисали с изделия.

Суконные подвески саамов состоят из одного красного или трех равновеликих и разноцветных треугольных фигур, например, синей, красной, желтой. Ими декорировались предметы праздничного женского костюма. На печках (меховой зимней одежде) прикрепляли «тиепп» к стягивающим ворот кожаным ремешкам, правой и левой стороне груди, а также к ремню, опоясывающему печок. Подвесками маркировали устья белых меховых рукавиц. Они являлись чуть ли не постоянными декоративными атрибутами различных обиходных изделий, изготовленных не только из меха, но и других материалов. Подвесками декорировались женские сумочки, детские колыбели, берестяные скатерти, детали оленьей упряжи и др¹.

Для выяснения происхождения традиции украшения треугольными суконными подвесками необходимо обратиться к данным смежных дисциплин. В саамском фольклоре, в сказках, часто встречаются сведения о таких украшениях.

Свидетельства из данных археологии говорят о том, что в основе позднесаамских подвесок были символы лапок птиц, вероятнее всего, водоплавающих. Данная традиция, сохранившаяся вплоть до ХХ в. только у кольских саамов, представляет локальный и упрощенный вариант древней финно-угорской традиции украшения женского костюма металлическими зооморфными подвесками с лапчатыми привесками. Уже в раннем средневековье саамы их изготавливали из различных материалов, маркируя не только одежду, но и предметы «женского обихода»¹.

Факт принадлежности подвесок к женскому пространству сопоставляет сущность женской природы с культом водоплавающих птиц, гармоничного духовного единства женщины и птицы. Это отражается в древних анимистических верованиях о воплощении души человека в утку у многих финно-угорских народов.

Присутствующий у многих народов миф о птице как прародительнице мира имеется и у саамов. Образ водоплавающей птицы, по мнению Д.С.Раевского, становится в мифологиях образом телесного мира, т.к. этот представитель земной фауны обладает способностью перемещения во всех трех стихиях, отсюда его толкование как символа трех зон мироздания ³.

О значимости  этого культа  свидетельствует любопытный факт, что обряд сватовства, смотрины невесты у саамского народа именуется «уточкой», где жених «стреляет» и «убивает» уточку, в свадебном ритуале, традиционно воспринимаемом как смерть девушки в данном социально-возрастном статусе, и рождение затем для жизни в семье мужа.

Матриархальный уклад, свойственный саамам, обуславливает то, что приоритетное место в семье и обществе в целом занимала и занимает саамская женщина.

Другой традиционный способ декорирования – это вышивка бисером полихромной рацветки, преимущественно по красному сукну, носящей геометрический характер. По словам В.У. Плюхина,  каждый элемент в узорах саамских мастериц повествует об окружающей людей природе, рассказывает о тонкой наблюдательности. Многообразные узоры отражают практику жизни. Доминанта треугольного мотива для изображения различных явлений природы и соотнесения его с женской фигурой помогает развивать мысль в одном направлении.

Далее обратимся к саамским клеймам, представляющим собой знак, налагаемый на предметы, с разными изображениями, но общим назначением метки собственника. По мнению ряда исследователей  Ниалло, Сутягина, Шейха, разнообразие форм орнамента  развивалось из родовых клейм. Видимое сходство графических изображений родовых клейм и элементов вышивки не оспаривает и не подтверждает этот факт, но свидетельствует об их явном взаимовлиянии.

Повторяющиеся мотивы треугольной формы заключают в себе факт их доминанты в прикладном творчестве. Попытка автора провести параллели в изобразительных формах привели к одной из сторон толкования этого факта,  заключающейся в апотропейном назначении треугольных подвесок, в постоянном присутствии посредством их женского начала.

На основе изучения традиционной материальной культуры саамов автором была разработана коллекция современных  женских аксессуаров «Чарр Лавл» («Песня Тундры» - название имеет подтекст связи птицы с сакральными музыкальными ритмами). Коллекция представлена в виде трех поясов «Пуагкэнь», в настоящее время ведется работа над сумкой «Вусс» и обувью «Коаммэ». В основе концепции коллекции отражена идеология подвески как  духовного единства женщины и птицы.

Основные элементы саамской вышивки по материалам Н. П. Большаковой

Источники:
1. Косменко А.П. Традиционный орнамент финноязычных народов Северо-Западной России; - Петрозаводск, 2002
2. Гуманитарные исследования в Карелии. – Петрозаводск, 2000 статья И.Ю.Винокуровой
3. Жарникова С.В. Архаические корни традиционной культуры Русского Севера; сборник научных статей; - Вологда, 2003
4. Большакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы Кольских саамов в прошлом и настоящем. – Мурманск, 2002.- 416 с.

Доклад был представлен в публикации на межрегиональной научно-практической конференции "Актуальные проблемы изучения культуры и образа жизни коренных этносов Севера" (история и современность) I Ижемские чтения 3 июля 2009 г.
Научный руководитель - М.Л. Шатковская.


  

Автор: Валентина Сундукова, студентка V курса факультета искусств СыктГУ

Источник: Ижемские чтения, 4-5 июля 2009 года

Возврат к списку







Архив публикаций
   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6


Фотоальбом




Rambler's Top100


Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.




© Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова "ФУКЦ РФ", 2007-2019
При использовании материалов
ссылка на сайт www.finnougoria.ru обязательна.
В оформлении сайта использованы работы Павла Микушева.
Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: fucult@finnougoria.ru