17 апреля музейные фонды обогатились обширным творческим наследством заслуженного художника России Виктора Беднова. К слову, многие его живописные полотна давно хранятся и в коллекции нашего Республиканского музея изоискусства, а также Пензенской картинной галерее и многих других государственных музеях в Дагестане, Армении, в Костроме, Ноябрьске, Туле, Камчатке…
Виктор Андреевич, как и Федот Сычков, родился в селе Кочелаево, атмосфера которого, наверное, особым образом влияет на формирование гениев. Также как Сычкова, Беднова не вдохновляли парадные портреты и индустриальные пейзажи. Зато его всегда тянуло к живой природе, бесхитростному деревенскому укладу, народным традициям, уходящим корнями в глубь веков. Не случайно, среди хрестоматийных полотен Беднова – «День памяти».
Сам художник рассказывал жене, что однажды его поразили высоченные, в два, а то и в три человеческих роста, дубовые кресты, возвышавшиеся над могилами, на сельском кладбище в теньгушевском селе Шокша. Подобного он никогда – ни раньше, ни позже – не встречал. Выяснил, что, по шокшанским поверьям, высота погребальных «вех» соответствовала размерам жизненных деяний усопших, и тому, как о них помнят родственники и друзья. То есть, высокий дубовый крест подобен Мировому Древу, которое связывает нашу реальность с миром предков. Чем выше древо – тем ближе к Богу. Чем выше крест – тем сильнее связь небесного и земного.
Беднов многократно выезжал на тот сельский погост, делал зарисовки. А потом четыре года работал над картиной «День памяти». Сейчас она находится в постоянной экспозиции Музея Эрьзи.
И вот теперь вдова Виктора Андреевича – Валентина Ивановна передала в собрание Республиканского музея изоискусств более 600 его работ, а также богатейших фотоархив.
Кстати, в 2022 году исполнится 85 лет со дня рождения Виктора Беднова. Возможно, как раз к юбилею широкая публика увидит ещё одну юбилейную экспозицию, в том числе часть его ранее мало известных работ, подаренных музею.
"Известия Мордовии"