|
Ямальцев заинтересовала идея "языковых гнёзд"
09.08.2019 10:37
Сегодня, 9 августа, в Салехарде прошла открытая дискуссия "Сохранение языков коренных малочисленных народов Севера", организованная Общественной палатой ЯНАО. Заместитель директора департамента внутренней политики ЯНАО Алексей Мартынов, открывая мероприятие, поздравил присутствующих с Днем коренных народов мира и отметил, что участники недавнего диктанта на ненецком и хантыйском языках справились с испытанием очень достойно.
Модератором дискуссии выступил заведующий кафедрой уральских языков, фольклора и литературы Педагогического университета имени Герцена Сергей Мызников. Он прочитал лекцию "Функционирование родных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ", где обозначил федеральные тенденции и сделал выводы. Один из наиболее важных: язык исчезает при отсутствии необходимой языковой среды. Никакое преподавание не поможет, если на родном языке не говорят хотя бы в семье. Если на нём не говорят родители, это ещё полбеды, но когда перестают разговаривать бабушки с внуками, родной язык превращается в "латынь", то есть в мертвый язык.
Помимо нарушения языковой преемственности среди причин исчезновения Сергей Мызников назвал отсутствие национальных СМИ, проблему книгоиздания: много писателей, но почти нет читателей.
Доктор филологических наук привел пример наиболее эффективного сохранения языка. Когда в Финляндии поставили задачу сохранить саамский язык, там создали так называемые "языковые гнезда". Едва дети начинали говорить, то есть где-то в год, их передавали на воспитание саамским женщинам, не знающим никакого другого языка кроме родного.
"Задача сохранения была поставлена и осуществлена", – подытожил Сергей Мызников.
Директор регионального института развития образования Виктор Паршуков оценил состояние преподавания родных языков на Ямале и назвал проблемы. Он отметил, что в автономном округе родные языки преподаются на уровне детского сада, начальной и основной школы, есть и планы преподавать их в 10-11 классах, но для этого нужно подготовить базу. Но если для изучения ненецкого и хантыйского языка существуют и учебники, и пособия, то для селькупского и коми – только пособия, то есть эти издания не внесены в федеральную базу. Также возникают вопросы, что делать с диалектами, имеющими тенденцию к объединению, расширению. И потом, в законе о родном языке предписано его изучение исключительно на добровольной основе, а к обязательности его преподавания и ученики, и родители относятся по-разному.
Сергей Мызников на примере Мордовии и Карелии показал, что создание единого литературного языка ни к чему хорошему не приводит, вплоть до сокращения численности народа, язык нужно развивать на уровне диалектов. Ямальский филолог Мария Приходько развила тему диалекта лесных ненцев, а председатель Союза общин Михаил Окотэтто подхватил тему "языковых гнёзд". По его мнению, организовать такие "гнёзда" на Ямале несложно, можно с этого и начать. Здесь хватает и детей, и яслей, и женщин, разговаривающих на родном языке. Что касается принципа добровольности, председатель Союза общин рассказал о семье русских оленеводов Слепушкиных, которые принципиально говорят по-ненецки, даже если к ним обращаться по-русски.
Тема дискуссии оказалась очень актуальной. Сергей Мызников подытожил, что многие предложения ямальцев могут быть использованы на практике.
ИА "Север-Пресс"
Возврат к списку
|