В Петропавловской крепости Санкт-Петербурга представили книгу "Образы Севера". В нее вошли изображения северных мотивов в собраниях фарфора, фотографии, живописи, рекламного плаката из коллекций петербургских музеев.
Авторами книги стали пятеро историков - сотрудники Государственного Эрмитажа, Русского музея, Государственного музея истории города и Санкт-Петербургского государственного университета. Издание войдет в девятитомную серию книг "Освоение Севера: тысяча лет успеха", посвященных истории освоения Севера в музейном преломлении, - сообщает ТАСС. Проект проводят по инициативе и при поддержке компании «Норильский никель» в сотрудничестве с музеями Великого Новгорода, Москвы, Петербурга, Выборга, Омска, Перми, Салехарда, Мурманска, Архангельска, Красноярска и Норильска.
«В каждом из городов, участвующих в проекте, сначала открывают выставку, затем издают книгу. Проект уже реализован в Великом Новгороде и Москве, Петербург стал третьим, впереди - продолжение проекта в Выборге, Омске, Перми, Мурманске, Архангельске, Красноярске и Норильске», - отметила руководитель проекта со стороны компании «Норникель», научный руководитель гуманитарных проектов компании Юлия Кантор.
Новгородская книга и выставка рассказали о первых русских экспедициях на Север, московская - о создании карт северных земель, о том, как они гравировались и где печатались. В петербургском томе обозначили переломные моменты в освоении Севера. Проект рассчитан до 2019 года, когда девятитомник получат крупнейшие библиотеки и музеи страны.
Самым популярным персонажем петербургской части проекта стал белый полярный медведь. В выставку, а за ней и в книгу включили изображения зверя на фарфоровых блюдах и фотографии хищника, сделанные участниками первых полярных экспедиций. Автор концепции издания "Образы Арктики" Ирина Карпенко пояснила, почему образы Севера и белых медведей стали активно использовать в рекламе и полиграфии на рубеже 19-20 веков. По её словам, бурный экономический рост привел к выходу многих русских компаний на европейский рынок, и они остро нуждались в узнаваемом образе.
"Слово "Север" и изображение белого полярного медведя стали использовать в торговле очень активно на рубеже 19-20 веков, так как очень много русских компаний вышло на европейский рынок. Если русская компания хотела подчеркнуть, что она предлагает продукт, произведенный в России, и он качественный, то она стремилась использовать узнаваемые образы России в Европе. А это зима, это медведи, красивые барышни", - пояснила Карпенко.
По её мнению, образы России как северной страны стали «частью русской идентичности», и именно поэтому так широко в тот период использовались в рекламе.
Ирина Карпенко сообщила, что параллельно с книгой для взрослых авторы "Образов Севера" создали и книгу для детей: "Во время работы над выставкой мы так увлеклись, что вместо простеньких раскрасок для малышей, которые готовим к разным выставкам, написали еще одну книгу".
"Мишкина книжка" состоит из 10 историй, рассказанных малышам доступным языком от лица белого медведя. Одна из них - о созвездии "Большая Медведица". Узнают дети из "Мишкиной книжки" и про парфюмерию с северными названиями, и про создателей мультипликационного фильма "Умка". Одну главу оставили для заметок самих читателей на арктические темы.
ИА "Север-пресс"