После пятилетнего перерыва Государственный ансамбль песни и танца Республики Коми "Асъя кыа" вновь поставит на сцене концерт-спектакль "Парма Мойд" ("Таежная сказка"). О возрождении легендарной постановки Виктора Морозова, имеющей почти тридцатилетнюю историю, рассказали на пресс-конференции руководители ансамбля.
Худрук "Асъя кыа" Александр Титаренко начал с экскурса в историю спектакля. Виктор Морозов впервые поставил "Парма Мойд" в апреле 1989 года, приурочив премьеру к 50-летию ансамбля. Концерт-спектакль в четырех действиях по легендам и преданиям народа коми объединил поэзию и музыку, пластику и символику, пение и хореографию. Создавая "Таежную сказку", сценарист, режиссер и композитор Виктор Морозов опирался на фольклор и песни Коми, относясь к "преданиям старины" очень бережно, хотя некоторые "алмазы" все же пришлось обрабатывать. Ювелирная огранка Вычегодско-Сысольского, Вымско-Удорского, Ижмо-Печорского пластов коми культуры и стала основой для сказочного ожерелья "Парма Мойд".
- Тогда у ансамбля был очень плотный гастрольный график. Виктор Петрович предложил нам взять с собой на гастроли ноты и какой-то минимальный реквизит. И в других городах мы репетировали "Парму" прямо перед началом концертов - по одной картине, в полноги. Но когда концертов не было - работали в полную силу. В итоге с двухмесячных гастролей мы привезли практически готовую постановку, - вспоминает народный артист Коми Анатолий Смирнов историю спектакля.
Главный балетмейстер ансамбля "Асъя кыа" Дмитрий Бушуев отметил инновационность столь крупного полотна для того времени. Виктор Морозов отошел от концертных номеров к многообразию жанров в единой сюжетной линии. Постановка и в наши дни не звучит анахронично за счет синтеза классики, пасторали и даже рока.
Главный хормейстер "Асъя кыа" Алексей Разбаков назвал подвижность хора "революционной" для ансамбля образца 1989 года.
- Артистам в этой постановке приходится выкладываться, в том числе и как актерам - обыгрывать музыку движениями. В одной из картин артисты хора сами подыгрывают себе на шумовых инструментах, без сопровождения оркестра. Кстати этот номер очень нравится детям: они смотрят с большим интересом, начинают двигаться в такт. Дети - самый строгий зритель, - подчеркнул Алексей Разбаков.
БНКоми