Сама по себе выставка представляет собой собрание работ художника Василия Кандинского. Ее кураторы сделали акцент на работах из российских собраний: Третьяковской галереи, Пушкинского музея и нескольких региональных музеев. Национальный музей Коми в Милан отправил фотографии экспонатов, рассказывающие о культуре коми-зырян, с которой Василий Кандинский познакомился во время своего путешествия по Вологодской губернии в 1889 году.
- Кураторы выставки запросили у нас ряд изображений предметов коми-зырян, фотографии пространства, мест, по которым проезжал Кандинский, и, что особенно приятно, аутентичные записи коми фольклора. Огромный интерес вызвали фотографии коми-зырян, самым интересным на выставке стало огромное мультимедиа пространство, в котором оказались сплетены композиционно фотографии, изображения предметов из нашего собрания, рисунки Кандинского и оригинальные записи коми фольклора, - рассказала о выставке директор Национального музея Коми.
Мультимедийная составляющая на выставке – первое, что встречают посетители экспозиции "Кандинский как рыцарь: Путешествие в абстракцию". Кураторы выставки намеренно сделали акценты на ней, погружая посетителей в мир не только образов, но и звуков коми-зырян. Вся выставка полностью посвящена одной поездке Василия Кандинского, ставшей знаковой в становлении известного художника.
- Самое примечательное, что Василий Кандинский об этом путешествии по прошествии нескольких лет писал, что оно стало определяющим при решении стать художником, наравне со встречей с Рембрандтом в Эрмитаже. Эта выставка даёт понимание того, откуда берет своё начало великий абстракционизм Кандинского. На выставке, как и в нашем альбоме, отражены как раз его ранние шаги, - пояснила Ирина Котылева.
По ее словам, увидев изданный в 2013 году Национальным музеем альбом "Путешествие Кандинского к зырянам в 1889 году", кураторы музея культуры Милана связались со своими коллегами в Коми.
- Впервые в российской практике художественный музей при формировании художественной выставки обращается к нам, чтобы взять материалы по коми-зырянам. Тем самым обозначается значимость этого путешествия и встреча Кандинского с зырянами. Выставка в Милане – совершенно поворотный момент в понимании жизни и творчества Кандинского в целом, - пояснила значимость события Ирина Котылева.
Событие в Милане и связь открытой в музее культуры выставки с Национальным музеем Коми может иметь своего рода культурные последствия и для самой республики. По словам Ирины Котылевой, у посетителей экспозиции возникло стойкое желание посетить Республику Коми и отчасти повторить путь Василия Кандинского. Первыми такими гостями могут стать эксперты Игорь Аронов из Израиля, специалист по Кандинскому из Италии Николетта Мислер и эксперт Пушкинского музея Наталья Автономова.
Даже они, уверена директор Национального музея Коми, смогут узнать в республике что-то новое о знаменитом художнике, пройдя по его следам.
- Когда люди видят дневниковые записи Кандинского о путешествии, они узнают о нашем северном крае, и у них возникает желание приехать сюда. Было бы замечательно, если бы мы смогли организовать такую поездку для специалистов и журналистов из Вологды сюда. В большей степени специалистов интересует даже не Вологда, а Коми: Керчомъя, Усть-Кулом, какие-то коллекции, связанные с зырянами, - предположила Ирина Котылева.
В будущем такой маршрут, по мнению директора Национального музея Коми, может и вовсе стать массовым туристическим продуктом, предлагающим туры по местам поездки Василия Кандинского.