В г. Ханты-Мансийске можно познакомится с произведениями Владимира Игошева в Доме-музее народного художника СССР В.А. Игошева, который открыл свои двери для зрителей 28 октября 2001 года в день 80-летия художника.
Владимир Александрович Игошев (1921-2007) - первый профессиональный художник, отразивший в своих полотнах красоту югорской земли, ее историю и культуру, самобытность характеров людей, населяющих край.
Владимир Игошев родился в Башкирии, на хуторе Игошевых, в семи километрах от большого села Аскино. В 1940 году закончил Уфимское художественное училище и сразу же был призван в армию, а затем - на фронт. Принимал участие в боях на Северо-Западном, Донском и Сталинградском фронтах. В минуту отдыха, прямо в окопе, делал зарисовки в своём походном альбоме и дарил их боевым друзьям. В ноябре 1942 года в битве за Сталинград Игошев был тяжело ранен и полтора года провел в госпиталях. Награждён двумя орденами Отечественной войны 1 степени, медалями "За отвагу", "За оборону Сталинграда". В 1944 году после первой персональной выставки фронтовых рисунков в Уфе был принят в Союз художников СССР.
После окончания Суриковского художественного института Игошев едет работать в Свердловск, откуда в 1954 году началось путешествие художника на Север. В мансийском поселке Бурмантово на западной стороне Уральского хребта его ждала встреча, поворотная в судьбе. Манси, охотник и оленевод Степан Куриков, рослый, в малице, с гривой густых волос, был столь колоритен, что Владимир Александрович попросил написать его портрет. Оленевод не только согласился позировать, но и пригласил в гости в родной поселок Суеват-пауль.
В. А. Игошев вспоминал: "Мне казалось, что я попал в другое измерение: может, в прошлый век, может, в позапрошлый. Сейчас уже не встретишь мужчину-манси с косичками, да еще с вплетенными в них разноцветными ленточками, – а я застал. Я видел женщин в красивых национальных одеждах, прячущих свое лицо. Это были открытые, в чем-то наивные, добрейшие люди. Мне было все интересно – как оленей пасут, как рыбу ловят, как с детьми обходятся. Няксимволь, Саранпауль, Суеватпауль... Куда только меня не заносило!".
После Куриковых ему удалось побывать во многих аборигенных семьях, где он быстро становился своим человеком: ел сырую оленину, ночевал на общем спальном месте, даже учился управлять оленьей упряжкой. Словом, свой человек, к тому же белый шаман.
Этюдник и краски на местных жителей произвели неизгладимое впечатление. Что такое фотоаппарат, манси знали и могли представить, что с его помощью можно достичь сходства на фотокарточке. Но как с помощью кисти и красок художник добивается "похожести", решительно не понимали. Дети сначала стеснялись, а потом стайкой приходили к художнику, как они говорили, "рисоваться". У Игошева было много персональных выставок в разных странах. Особенно его полюбили в Японии за детские портреты. Но сам он чаще вспоминал выставку в Няксимволе в 1974 году.
В 1961 году Игошеву присвоено звание "Заслуженный художник РСФСР", а через четыре года – "Народный художник РСФСР". В 1991 году ему было присвоено самое высокое звание в области изобразительного искусства - "Народный художник СССР".
Информация предоставлена Информационному центру "Финноугория" заведующей филиалом Государственного художественного музея Югры "Дом-музей народного художника СССР В.А. Игошева" Надеждой Сухоруковой