На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация

Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова
"Финно-угорский культурный центр
Российской Федерации"













Календарь

Писатели Марий Эл и сетература



За всю историю марийской литературы марийское отделение Союза писателей России, являющийся общественной организацией членов Союза писателей России (СССР), насчитывает 154 творческих деятеля. На сегодняшний день Союз объединяет 64 писателя. И только сегодня делаются попытки систематизированного оформления марийского писательского корпуса в сети Интернет - идет разработка Проекта по созданию сайта. Часть работы по ее разработке профинансирована Обществом М.А.Кастрена.

Интернет постепенно превращается в место, где впервые появляются новые, еще никому не известные имена. Это полигон для молодых авторов, которые еще только учатся находить свой язык и собственного читателя, и в то же время - тихая пристань для тех, кому так и не удалось этого сделать. Но, к сожалению, и маститые мастера пера, я имею в виду марийского, весьма слабо представлены в сети Интернет и те не дают полноценного восприятия творчества того или иного автора. Например, на веб страницах Интернета можно быстро найти два рассказа («Ошкеча» и «Олимпиада в Афинах») народного писателя Марий Эл Вячеслава Абукаев-Эмгака. Да, безусловно, эти произведения стоят на уровне классических. Но В.Абукаев-Эмгак как писатель, поэт, песенник, драматург достоин большего. И этого посетитель Интернета (кроме многочисленных наименований изданий) не сможет увидеть, прочувствовать, изучить. И тем более, если посетитель не знает марийского языка.

Сегодня иногда появляются критические отзывы о «самиздатах», которые выпускаются мизерными тиражами; звучат призывы их объективной оценки профессионалами – «кабы не загрязнили литературу». Но «самиздат», в виду понятных причин, будет издаваться и в дальнейшем. Ее в лучшем случае нужно  только поддержать (провести, например, конкурс на лучшую «самиздатовскую» книгу). И тут творческий деятель открывает для себя сеть Интернета. Но, несмотря на неизмеримо большую доступность сетевой публикации по сравнению с печатной, не нужно особенно обольщаться. Если не вся читающая публика, то, по крайней мере, те, кто регулярно следит за новинками или хотя бы время от времени заходит в книжный магазин, так или иначе узнают о ее существовании. Марийское книжное издательство регулярно анонсирует свои новинки. Но при публикации в Интернете промоушен превращается в отдельную задачу. И не надо забывать, Интернет - среда, рассчитанная на активный поиск информации. Сам бесконечный объем Сети (320 миллионов документов) приводит к тому, что для человека в этой среде существуют только те страницы, те сетевые сообщества, о которых он знает и желает знать, - весь остальной Интернет для него как бы не существует. Из того, что вы вывесили текст на какой-нибудь веб-страничке, еще не следует, что его кто-нибудь прочитает или хотя бы заметит. Если текст появился на сайте, о котором никто не знает, то мы работаем впустую. А чтобы попасть в престижное электронное издание или в популярную библиотеку, придется пройти какой-то отбор по качеству, как и в любом печатном издании. В этом смысле узловые точки, вокруг которых вертится литературная жизнь, - журналы, литературные клубы, конкурсы, - не только не отмирают с появлением Интернета, но наоборот, имеют для сетевой литературы даже большее значение, чем для печатной.

Сегодня значительный сектор Интернета как "круглосуточного литературного салона" заполнен таким футуристическим жанром, как фантастика (научная фантастика, фэнтэзи, киберпанк). Здесь граница между печатной и сетевой литературой практически не ощущается: один и тот же набор авторитетов и значимых событий, те же самые критерии оценки; мэтры этого жанра активно осваивают сетевое пространство и чувствуют себя там как рыба в воде; они же задают и структуру этой литературной среды, выступая как естественные центры притяжения.

Иначе обстоит дело с литературой, которую можно назвать серьезной и высокохудожественной. Если иметь в виду не просто коллекции текстов, перенесенных в Интернет, а центры активности, вокруг которых кипит сетевая литературная жизнь, то здесь сетевая литература во многом замкнута на себя и отгорожена как от «большой литературы», так и от «переднего края литературы». Это своего рода параллельный мир, обитателей которого (особенно молодых авторов) не без основания упрекают в дилетантизме, вторичности, подражательности, в отсутствии сколь-нибудь оригинальной культурной программы.

При желании объяснить эту ситуацию, обычно ссылаются на особенности переходного периода. Интернет существует всего лишь несколько лет, и у нас в стране освоен в основном технически ориентированной молодежью. Консервативные в своих привычках люди гуманитарного склада в большинстве своем еще не успели осознать все выгоды, которые предоставляет эта среда. Со временем, когда Интернет перестанет быть экзотикой, искусственная граница между сетевой и печатной литературой начнет стираться, а сетевая литературная жизнь станет отражением и продолжением внесетевой.

Есть и другая точка зрения. В сетевой литературе, как в зеркале, отражается общая ситуация, сложившаяся в отечественной культуре. «Большая литература» сегодня точно также не представляет единства, расколота на множество игнорирующих друг друга сообществ, а те из них, что причисляют себя к авангарду, отдают эпигонством и выстраивают свою программу из давно пережеванных или заимствованных идей. В этом смысле, сетевая литература, со всеми ее недостатками, не является каким-то печальным исключением из общего правила. Напротив, именно с ее помощью скорее всего и найдет свое разрешение главная проблема современной литературы – «потеря читателя», которая лежит в истоке всех остальных проблем.

Контакт с читателем, изучение читателя, анализ его вкусов и культурных запросов (что в читателе следует принять за данность, а что - нужно и можно изменить), - все это может доставить литературе необходимую точку опоры. Для этой цели идеально подходит форма, которую стихийно принимает типичное сетевое сообщество: это скорее открытый клуб или светский литературный салон. Ведь эта задача - поиск и воспитание собственного читателя - требует не просто представить себя в Интернете, не просто переносить в Интернет плоды своего творчества (это как раз нетрудно, и в отношении многих современных авторов уже сделано), а именно переместить в Интернет литературную жизнь, сделать ее открытой и прозрачной, создать там настоящие центры притяжения, вокруг которых действительно кипела бы жизнь. Словом, нынешнюю сетевую литературу нужно рассматривать не как явление переходного периода, постепенно уходящее в прошлое, а наоборот, как осторожный намек на будущее литературы.

Сеть - это не только пространство, куда постепенно перемещается литературная жизнь, но еще и пространство, где эта литературная жизнь способна обрести настоящее единство, вопреки географическим расстояниям и государственным границам. Вспомним. что русская культурная общественность в настоящее время географически разбросана как минимум по трем континентам, тому подобно, как марийский читатель живет во всем мире. Вспомним, сколь ничтожными тиражами выходит сегодня серьезная литература, и какие проблемы возникают с ее распространением в провинции. Есть надежда, что именно с помощью Интернета мы когда-нибудь преодолеем и такую нелепую особенность культурной жизни, как ее сосредоточенность исключительно в столицах, когда «провинция» игнорируется и прозябает в полном небытии.

Пожалуй, только в Интернете автор наконец получает настоящую возможность самостоятельно творить себя как знаковую фигуру. В обычной жизни автор, не имеющий прямого доступа к телевидению и другим средствам массовой информации, а часто и к литературным журналам, вынужден более-менее пассивно принимать тот образ, который ему навязывают критики. Во всяком случае, он почти всегда лишен возможности отвечать им с той же и интенсивностью и на той же самой территории. В Сети, с ее демократизмом и открытостью, автор имеет больше способов включиться в полемику и скорректировать восприятие своих текстов. Причем для этой цели ему вовсе не обязательно выступать в роли адвоката самого себя, - он может воспользоваться псевдонимом, может говорить от лица вымышленной виртуальной личности. Более того, он может с самого начала перехватить инициативу в такой дискуссии, нападая под псевдонимом на себя самого. При желании и соответствующих способностях он может имитировать существование целой школы литературных критиков, со своим электронным журналом и дискуссионным клубом, всецело занятых обсуждением его персоны. Вне Сети, используя ресурсы обычных литературных журналов, это сделать гораздо труднее.

И самое главное, что в отличие от печатной литературы, где мы имеем дело с отдельно взятой, а потому беззащитной перед лицом комментатора книгой, в Интернете автор может быть представлен сразу всем корпусом своих трудов, и именно тех, которые сам считает нужным, - с присовокуплением необходимых комментариев, введением и предисловием, и даже с возможностью оперативно отвечать на все вопросы читателей. В Интернете все творчество автора превращается в одну большую книгу, - то, что когда-то было всего лишь метафорой, постепенно обретает материализацию. В этом есть свои плюсы, и одновременно - минусы, потому что отдельно взятый текст теряет свою прежнюю исключительность единственного посредника между автором и читателем, и это не может пойти ему на пользу.

Повторюсь, Интернет существует всего лишь несколько лет. Влияние Интернета станет куда более заметным. По данным Международного телекоммуникационного союза ООН (United Nation's International Telecommunications Union), сегодня только 23% населения Земли пользуются Интернетом. Глобальное увеличение этого процентного отношения  при сегодняшних темпах неизбежно, он не поддается прогнозированию. Так или иначе он  отразится на мировой литературе. НО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ ОСТАНЕТСЯ ВСЕГДА: КАК САМЫЙ ДОРОГОЙ ПОДАРОК, КАК САМАЯ ДОБРАЯ ПАМЯТЬ…

По материалам Интернет-сайтов



Назад в раздел


DB query error.
Please try later.