На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация

Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова
"Финно-угорский культурный центр
Российской Федерации"













Календарь

Литература и кино



Петрозаводчанка в большом городе

Жизнь полна историй про злоключения провинциалов в столице. Известная петрозаводская писательница Раиса Мустонен уверенно шагает по «улицам разбитых фонарей» петербургского кино. Вместе с соавторами она с успехом пишет детективные сценарии для популярного телесериала.

«Еще раз попробуем и угомонимся…»

– В последнее время я пишу в основном сценарии для «Улиц разбитых фонарей». Автору из провинции очень непросто попасть туда, где делаются телесериалы, тем более – кино, подтверждает Раиса Генриховна. – Столичные сценаристы вращаются в своей «тусовке», это особый, отгороженный от посторонних мир. Я попала в него благодаря своим друзьям, с которыми познакомилась во время учебы на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Среди них – Владимир Вардунас, замечательный комедиограф, написавший сценарии таких фильмов как «Фонтан» и «Праздник Нептуна». Правда, и ему пришлось переквалифицироваться в сочинителя остросюжетных историй: писать сценарии для «Агента национальной безопасности». Прекрасный юмор Володи окрасил многие сюжеты этого сериала.

Свой первый сценарий я написала вместе с поэтом и прозаиком Дмитрием Вересовым. Тогда мы работали вместе в редакции журнала «Север», я занималась прозой, а он – поэзией. «Рая, давай попробуем», предложил Вересов. Я согласился, мы попробовали писать вместе, и у нас получилось. За две недели мы написали свой первый сценарий. Его прочитали и одобрили в Питере, но в Москве сценарий «зарубили». Тогда мы сказали друг другу: «Давай еще раз попробуем и угомонимся». На этот раз москвичам понравилось то, что мы написали, и они попросили сделать из сценария целых две серии. Мы сделали, и дело пошло.

Вместе с соавторами Раиса Мустонен написала пятнадцать сценариев для сериала «Улицы разбитых фонарей» – поставленных или находящихся в работе.

– Все сценарии я писала в соавторстве с кем-то – вместе с Вересовым, Сергеем Прониным, другими авторами, рассказывает Мустонен. – Сейчас пишу вместе с питерской сценаристской Инной Свеченовской. Мы с ней виделись только раз в жизни: общаемся по электронке, по телефону. Нам нравится работать вместе. «Ой, Раиска! Как же я тебя люблю!», кричит в трубку Инна, когда сценарий удался.

Великая зависть невеликих талантов

– Сценарий начинается с того, что мы с соавтором обсуждаем, выбираем тему, договариваемся «кто кого убил»: сериал ведь про «убойный» отдел, – делится творческими секретами Раиса Генриховна. – Сюжет берем из головы, придумываем сами, иногда отталкиваемся от реальных жизненных случаев. Важно, чтобы действие разворачивалось в среде, которую знаешь, чтобы «антураж» был достоверным и поэтому интересным. Я работала в редакциях и знаю их жизнь: сценарий «Пятая власть» – как раз из жизни редакции. Действие «Рокового похмелья» происходит в литературной среде, рассказывает о взаимоотношениях людей в литобъединении. Писатели там – небольшие, невеликие, а страсти, амбиции, зависть друг к другу – просто великие!

«Роковое похмелье» называлось поначалу «Крошка Цахес с Васильевского острова», но продюсеры усмотрели в названии какой–то крамольный намек, и у них получилось «похмелье» – по-моему, ужасное название. Ничего не поделаешь, это кино, и в нем главный – продюсер. Теперь со Свеченовской мы решили назвать новую серию «Моцарт с Васильевского острова». Она тоже про природу творческой зависти, на этот раз – в среде музыкантов. У нас «моцарт» завидует «сальери». Творческие люди вообще очень завистливы, и эта зависть способна толкнуть на безумные, страшные поступки. Зависть губительна, она разрушает того, кто завидует. Мне очень интересна тема зависти среди писателей, вообще в творческой среде, и я стараюсь исследовать ее, даже сочиняя детективные истории.

С Вересовым мы похожи по природе наших литературных способностей, нам присущи юмор, ирония. С Инной мы разные, и это очень хорошо. Она замечательно сочиняет, развивает, выстраивает сюжеты. Юмор, диалоги – это мое. Диалоги очень важны в сценарии: ведь герои фильма все время разговаривают, общаются друг с другом. Меня очень радует, что создатели «Улиц…» ценят, приветствуют юмор, что «менты» шутят друг с другом.

Даешь интересное кино!

– За много лет «Менты…», конечно, успели поднадоесть, признается Раиса Мустонен. – Хотелось бы другого кино: не только про убийства, а про обычную жизнь, которая вокруг нас, про жизнь, в которой люди радуются и огорчаются, любят и страдают, переживая свои неудачи… Многие сценаристы и режиссеры мечтают о хорошем, настоящем, интересном  кино. Да Бог, оно еще будет!

В прошлом году в Петрозаводске вышел сборник историй для кино, написанных Р. Мустонен в соавторстве с прозаиком и режиссером Сергеем Прониным. Книга так и называется – «Интересное кино!». Два из трех вошедших в нее сценариев получили всероссийское признание. С киноповестью «Деревня Уйма в системе INTERNET» авторы стали лауреатами  Первого Всероссийского конкурса на лучший киносценарий («Мосфильм», 2004). Одноименная пьеса по мистической драме «Сезон махаонов» принесла им звание лауреатов Первого Всероссийского конкурса на лучший сценарий в области театрального искусства (2006). 

– «Сезон махаонов» – так называется ваша повесть, вышедшая много лет назад. Какой из двух «сезонов» вам ближе, радостней?

– Конечно, новый, совместный с Прониным! Моя повесть – не более чем мелодрама про любовь. Сергей предложил создать новое произведение с таким же названием. В него вошло много разного – загадки и мистика, жизнь людей с ее социальными проблемами и вопросы сохранения исчезающих малых народов, так актуальные у нас в Карелии, напряженный сюжет и, конечно, все та же любовь! Думаю, что рассказанная нами история заинтересует зрителей, если ее удастся воплотить в кино и на театральной сцене. Правда, в «Сезоне…» мало юмора, хоть у нас с Прониным хорошо удаются как раз комедии.

Раиса Мустонен не раскрывает всех секретов:

 – Я писала, пишу и буду писать для кино. Написано очень много. Есть интересные проекты, например, материал для хорошего, интересного сериала на восемь серий. Но пока рано рассказывать, какое это кино.

Потаенное творчество

Телевизионные титры пробегают быстро, и зритель не всегда замечает имя сценариста.  Имя Раисы Мустонен – тонкого, наблюдательного, ироничного прозаика – давно и хорошо знакомо читателям в Карелии и за ее пределами.

– Когда пишешь прозу, то будто пишешь письма – очень сокровенные и личные, говорит Мустонен. – Сочинение сценариев – это профессия, ремесло, в нем важна «техника», выстроенность. Проза – очень личное, потаенное творчество. Я всегда писала прозу, мысленно обращаясь или к Богу, или к человеку, которого на тот момент любила.

Мы учились на Высших сценарных курсах, когда началась перестройка. Мои друзья были полны радости и надежд. Потом был крах привычной жизни, разрушился СССР – огромная страна, в которой все мы жили. Кино и литература захирели, стали никому не нужны. В нас закончилась «энергия заблуждения». Сейчас я не пишу сейчас прозу, потому что мне кажется, что это никому не нужно. Раньше книги расходились огромными тиражами. Ко мне приходили письма от читателей – самых разных людей со всего Союза: от судового повара, полярника, от учительницы из Сибири… В прежнее время писателям приходилось писать в стол. Сейчас они пишут только для себя и других писателей и понимают, что их книги мало кому нужны…

Я, как и многие мои знакомые, тоже почти перестала читать беллетристику, художественную литературу. Это стало неинтересно. Сейчас мне интересна литература факта – воспоминания, газеты. Правда, с удовольствием смотрю настоящее хорошее кино. Жаль, что его показывают по телевизору редко и почти всегда ночью. Я могу смотреть телевизор по ночам, а те, кому рано утром на работу, не могут. И хорошее кино проходит мимо них.

– И все же я иногда чувствую тоску по прозе, иногда мне очень хочется писать, прорывается у Раисы Генриховны. – Мне хочется писать с юмором про свою жизнь, которая была временами нелегкой, но всегда очень интересной и веселой. Я работала и маляром, и почтальоном, и кондуктором, и стюардессой… У меня есть повесть «93-й год, или Бортовой журнал машинистки Риты Ч.», и мне хочется написать «Мемуары Риты. Ч».

В самые нелегкие моменты жизни меня спасали юмор, ирония, самоирония. Про все это, может быть, я еще напишу. Сейчас многие молодые авторы слишком серьезно относятся к себе и к своему творчеству. Им недостает юмора, самоиронии, и это им мешает. Иногда надо просто посмеяться над собой, и все встанет на свои места – так устроена жизнь.

…Многие талантливые люди не нашли своего места в круто изменившейся современной жизни, они растерялись, потерялись, как провинциалы в большом городе. К счастью, это – не про Раису Мустонен. Ее телевизионные персонажи знакомы миллионам российских семей. Радуясь успехам сценаристки, жду новых встреч с ее талантливой яркой прозой.



Назад в раздел




Календарь праздников


Фотоальбом





Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.



Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: [email protected]