На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация

Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова
"Финно-угорский культурный центр
Российской Федерации"













Календарь

Поселения и жилища



Стойбища нганасан располагались на невысоких холмах, внизу между холмами паслись олени. Осенью жилища устраивали недалеко от рек, чтобы в темноте можно было вернуться с промысла вдоль русла.

Cтойбища нгагасан организованы, как и у других тундровых оленеводов. Стойбища состояли из 3-х - 4-х жилищ. В прошлом основным жилищем нганасан был чум, впоследствии получили распространение региональные типы жилищ - голомо и балок.
В старину в качестве жилища использовали не чум или балок, а полуземлянку типа голомо (в современном нганасанском языке такое жилище называется «сату ма» - «глиняный чум»).

Голомо строились по всей земле предков нганасан на расстоянии дня хода пешего человека.

Это старинный тип жилища конической формы из бревен или плах, засыпанных дёрном. Каркас этой пирамидальной постройки составляли 4 наклонных шеста. Пол в голомо был несколько ниже уровня почвы, так что это жилище было полуземлянкой. О голомо известно только из фольклора. После того как предки нганасан переняли от тундровых энцев самодийскую оленеводческую культуру, голомо перестали строить и перешли жить в чумы.
Нганасанский чум относится к самодийскому типу, но отличается от ненецкого устройством основы. Основу чума составляли два шеста, в вершине одного из которых есть несколько отверстий. Туда вставлялась вершина второго шеста, что позволяло регулировать диаметр основания (до 9 метров) и высоту чума.
Чум покрывался покрышками из оленьих шкур. Зимние покрышки двойные, летние - одинарные.
В центре чума на металлическом листе располагался очаг-костёр, над которым на специальном надочажном устройстве, сходном с устройством ненецкого чума, подвешивали котлы и чайники.

Один из основных шестов чума - симка - считался священным. Пол дощатый. Спальные места располагались справа и слева от очага. Они представлены оленьими шкурами, которые помещались на циновках. Чум перевозился на оленьих нартах.
С 1930-х годов на Таймыре в качестве жилища вошёл в употребление балок - прямоугольный возок на полозьях с остовом. Балок - это небольшой каркасный домик (4х7х2), крытый оленьими шкурами на нартах. Пол изготавливался из досок, в стенах - небольшие окна.

Отапливался балок железной печкой.
Весной зимние вещи, нюки, укладывали на нарты, покрывали продымлённой, не пропускающей влагу оленьей шкурой и оставляли в тундре до следующей зимы.
Традиционное жилище - конический чум ма по конструкции близок к ненецкому. Размер его зависел от количества живущих в нём людей (обычно от одной до пяти семей) и колебался в среднем от 3 до 9 метров в поперечнике. Остов чума состоял из 20-60 длинных жердей, которые расставляли в виде конуса и покрывали нюками. Для летнего чума использовали старые, износившиеся нюки, которые укладывали в один слой, зимой употребляли двойные.

Дверь делали из двух сшитых мездра к мездре (изнанка шкуры) оленьих шкур. Открывалась дверь в зависимости от направления ветра - справа или слева. Зимой снаружи чума насыпали завалинку токеду, служившую заслоном от ветра. В центре чума, напротив входа, располагался очаг (тори), над которым подвешивали крюки для чайников и котлов. В верхней части чума оставляли отверстие - дымоход. За очагом - "чистое место" сиенг, куда запрещалось ступать женщинам. Места для женщин бату располагались у входа, здесь же укладывали домашнюю утварь. Правая от входа сторона была жилой, в левой - помещали гостей и хранили хозяйственные предметы. Пол застилали циновками из тальника тола и досками лата.
На спальных местах поверх досок и циновок укладывали сначала невыделанные шкуры, а затем выскобленные подстилки хонсу. На ночь над спальными местами опускали полог так, чтобы его можно было подоткнуть под подстилку. После ночи полог снимали, тщательно выбивали, свёртывали и укладывали под нюк.
Источники:

1. Нганасаны / Под ред. Л.В Хомич. - СПб., 2000.
2. Нганасаны. Материальная культура. - М.; Л., 1984.
3. Нганасаны. Социальное устройство и верования. - Л., 1984.
4. Памятники материальной культуры народов Сибири. - СПб., 1995.
5. Вехи древних путей. Исторические предания нганасан. Сост. К. И. Лабанаускас.- «Изд-во «Дрофа» Санкт-Петербург», 2002.
6. http://russia.rin.ru/guides/4683.html


Назад в раздел


Ваше имя:  
Ваш E-Mail:  
Введите Ваше сообщение

Смайлики
Широкая улыбка  С улыбкой  Печально 
Удивленно  Здорово  Поцелуй 
Смущенно  Очень грустно  Овации 
Восклицание  Идея  Смех 
Улыбка  Друзья  Kisss 
Так держать  Въедливый читатель  Застрелюсь 
Игрок  Помогите!  Гнев накипает 
Тормоз  Щас как позвоню!  Так писать нельзя 
А мне так весело!  Дикий восторг  Почта пришла! 
Давай дружить  Примите скромный знак признательности  Всегда готов! 
Где беда? Лечу на помощь!  Расскажи мне правду, ромашечка...  И всё хорошо! И жизнь хороша! 
Ай да я и молодец!  Сдаюсь!!!  До скорой встречи! 
Здорово 

Закрыть все теги
Открытые тэги:    

Для того чтобы вставить цитату с этой страницы, выделите её и нажмите на ссылку "Цитировать".
 Вы хотите разрешить смайлики в этом сообщении?

Загрузить изображение для этого сообщения


Защита от автоматических сообщений:
Подтвердите, что вы не робот: 
Защита от автоматических сообщений






Календарь праздников
29
марта
2024











Фотоальбом





Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.



Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: [email protected]